дофаминовая наркомания
мотивация, энергия. о, этот прекрасный и ужасный дофамин. привет, Алексей Леонтьев и - "деятельность, сознание, личность"!! он приятен, он ужасен. он делает нас целеустремленными и, порой - гениальными. а еще он сводит с ума.
сам по себе дофамин не вызывает ощущения удовольствия, но создает феерическое ощущение предвкушения от достижения результата, вроде того, которое мы испытываем перед оргазмом. точно так же он создаёт такое же сильное ощущение нежелания получения чего-то, как при сильном отторжении или отвращении. в одной ситуации его энергия про радость, в другой - про злость, и они обе очень сильны.
прикольно ещё то, что дофамин в паре с окситоцином играет важную роль в формировании привязанности и чувстве любви. таким образом он влияет на формирование супружеской верности! вау, правда?
ещё дофамин тесно связан с когнитивными функциями. его недостаток - низкий интеллект или, как минимум, заторможенность. высокий уровень дофамина - высокий интеллект, порой даже гениальность. очень высокий - маниакальный или шизофренический психоз. хз, что там со средним - средний посредственный интеллект?
ещё интересно, что из дофамина может синтезироваться норадреналин - гормон бодрствования. предвкушение какого-то приятного результата или избегание неприятного может стать настолько важным, что как бы не до сна. он чуть меньше, чем адреналин, но все же помогает в реализации реакций "бей или беги". логично, что его уровень в крови повышается при стрессовых состояниях, но и так же он может отвечать и за общую активацию деятельности мозга, увеличение двигательной активности, снижение болевой чувствительности, улучшение обучения и положительные эмоций. звучит круто, вы не находите? так круто, что…
дофамин очень связан с формированием зависимостей. вот что, собственно, сейчас меня интересует. многие наркотики увеличивают его выработку в 5-10 раз. амфетамины, например, напрямую стимулируют выброс дофамина. кокаин и многие другие психостимуляторы блокируют естественные механизмы обратного захвата дофамина увеличивая таким образом его концентрацию в синаптическом пространстве. никотин имитирует действие натуральных нейромедиаторов, потому повышает уровень дофамина, но не сильно и более мягко. кстати, с этим и связана мысль, что курение улучшает работу мозга - доля правды в этом есть. дофамин провоцирует стремиться к цели, но сам по себе удовольствие не приносит. потому его всегда мало. потому, в конечном итоге, одно за другое цепляется и дофаминовая гонка может закрутиться в психотическую спираль. особенно, когда перестаешь спать.
наркотическая и эмоциональная зависимости по своему механизму не особо отличаются. потому как наркотик и вызывает какие-то приятные эмоции или заглушает неприятные - и потому его и принимают. при том влияет как присутствие наркотика, так и отсутствие. и повышая уровень дофамина, мозг быстро привыкает к новому уровню, и чтобы опять испытать дофаминовый кайф, нужно его повышать снова и снова. вся эта схема с необходимостью постоянного повышения уровня дофамина, неприятные и недостаточно яркие ощущения от его понижения etc действуют таким образом, что наркотиком на самом деле может стать все, что угодно - и отношения, и даже болезнь.
любые эмоциональные качели формируют зависимость. чем сильнее один полюс, тем сильнее другой, и всегда страшно, что попадешь не туда, что заставляет ломиться к приятному жертвуя всем на свете. дофаминовая мотивация, вечный пиздец ради мгновения кайфа. но если из абьюзивных отношений можно выйти, от наркотиков отказаться, то как быть, когда главный абьюзер для себя - ты сам?
не совсем сам, но все же оно внутри и только ты можешь что-то с этим делать. с БАР можно выйти в ремиссию. можно стабилизироваться. с таблетками, но все же. да, можно долго не знать верный диагноз, подобрать лечение не всегда сразу удаётся, но тем не менее возможно. и вот он, этот момент настал. и что дальше?
к ярким эмоциям привыкаешь, как к тому же наркотику. как к тем же абьюзивным отношениям. и да, ты так же устаешь от самого себя в какой-то момент, и начинаешь что-то с этим делать, стремишься к стабильности и спокойствию. достигаешь его. выдыхаешь. а потом... оказываешься в недоумении. что, это все? всему конец? вот такая она - жизнь глазами нормального человека? ни небес, ни бездн, все просто и ровненько. посредственно, вашу мать! на самом деле, конечно же нет - эмоции никуда не деваются. но точно так же, как после наркотиков, обычные ощущения уже не такие интересные, как после мигающей, яркой, быстрой и насыщенной виртуальной реальности, реальная реальность какая-то не интересная. и точно так же в сравнении с интенсивностью биполярных эмоций, обычная эмоциональная жизнь кажется очень бледной. и ты уже готов согласиться на пропасть, лишь бы хоть ненадолго взлететь. а ещё, после дофаминового интеллектуального взлета (если, конечно, интеллект вообще присутствует), его падение до уровня нормы на контрасте создаёт ощущение собственной тупости. хотя на самом деле не факт, что хоть одна из маниакальных идей действительно была стоящей.
проблема биполярных дофаминовых качелей в том, что для них не особо нужны другие люди или наркотики. ничего не нужно. эти факторы могут только триггерить, но в целом причина не в них. внешние факторы как-то проще отследить и минимизировать. но здесь.. все уже в тебе. так что можно просто перестать принимать таблетки. или перестать следить за своим режимом. и все само собой произойдёт. это даже не нужно делать специально. в какой-то момент так происходит само по себе, потому что нет ничего более невыносимого для биполярника, чем рутина. а разница между хорошим настроением и гипоманией на старте не очевидна. потому стоит только подумать, что с тобой уже все окей - как ты уже наматываешь километры по ночному городу не понимая, хуле все такие медленные, скучные и так рано ложатся спать, а сам не можешь уснуть, от того, что тебе слишком хорошо. ха, тебе и в голову не приходит, что вообще нужно спать. от недосыпа и набора оборотов, поначалу неплохие идеи и увлеченность их реализацией, вскоре превращаются в просто деятельность ради деятельности, порой, совершенно бессмысленную, но в моменте кажущуюся чем-то самым важным на свете. как будто эта деятельность становится более жизненноважной, чем то, что на самом деле важно для жизни. ага, но в какой-то момент ни с того ни с сего ты оказываешься на грани обморока. кажется ли это чем-то серьёзным? часа 4 можно поспать уже, окей. маленькая дозаправка. и можно как ни в чем ни бывало проснуться и ехать дальше. ага, только потом когда-то ни с того ни с сего ты не можешь проснуться от того, что тебе плохо. и хуле все такие быстрые, дайте мне несколько часов собраться собраться с мыслями, чтоб собраться хотя бы в душ. и почему выспаться даже за 16 часов не получается? можно, плиз, просто убрать депрессию и оставить гипоманию, которая не перетекает в манию? нет, черт, нельзя. сложный выбор. кто еще так страстно начинает лечение и саботирует его, как биполярники? мне кажется, минимум половина ответа этот вопрос кроется как раз в этой дофаминовой зависимости. ну и да, в мании слишком хорошо, чтоб лечиться, в депрессии слишком плохо, чтобы поверить в то, что в лечении есть смысл.
но вообще это все полная лажа, совершенно бессмысленная и беспощадная, но любишь ты её на самом деле не меньше, чем ненавидишь. потому что это чёртов самоабьюз, ты сам себе дофаминовый дилер, попробуй не стань тут наркоманом. чёртов дофамин - прекрасный и ужасный. ну лучше ведь плохо, чем посредственно, чем никак? тем более, что бывает невероятно хорошо.
философия пост-психиатрии придерживается мнения, что расстройства не стоит убирать полностью, а лишь создать им вменяемые рамки. так как стремление полностью убрать расстройство мало того, что не слишком реалистично, так ещё и стигматизирующее - как будто люди с расстройствами не имеют права такими быть. не путать с антипсихиатрией - сторонники этого движения считают, что никаких расстройств вообще нет и лечить никого не нужно, просто люди с так называемыми расстройствами видят больше, чем люди без них и потому их никто не понимает. в чем-то они по-своему правы, но, на самом деле, если тебя перестаёт посещать Иисус после правильно подобранного лечения, то скорее всего, это была просто галлюцинация.
сторонники пост-психиатрии считают, что просто в расстройстве есть не только расстройство (хотя его никто не отрицает) - в смысле минусов, но и плюсы, и важно просто грамотно адаптироваться. сохранить критичность и осознанность. найти подходящую форму и расставить границы. уменьшить влияние минусов и найти применение плюсам. и лечение нужно и важно, но не доводящее до состояния овоща, а как такое, которое просто позволяет создать нужные рамки.
вообще, зависимость может вызвать все, что угодно, что дает те самые приятные ощущения - еда, секс, работа. и в случае с едой и сексом, например, доля зависимости просто неизбежна, так как они опираются на витальные потребности (разве что они сами подвергли когда-то человека опасности). в любых отношениях, не только абьюзивных - есть доля зависимости. мы не можем быть абсолютно независимы ни от чего. вопрос в том, от чего зависеть и в какой мере, чтобы сохранять хоть какую-то долю здравого смысла раскачиваясь на этих прекрасных и ужасных дофаминовых качелях.
Коментарі
Дописати коментар