Зигмунд Фрейд «Неудобства культуры»
«…кроме
влечения, направленного на сохранение живой субстанции и на включение ее во все
более обширные единства, должно существовать другое, противоположное
влечение, стремящееся разрушить эти объединения и вернуть их в первоначальное
неорганическое состояние»
Зигмунд
Фрейд, «Неудобства культуры»
«Неудобства культуры»
является одной из основных культуроведческих работ З. Фрейда,
которая исследует зависимость самочувствия человека от культурной среды, а так
же соответствующие конфликты, которые возникают из этого взаимодействия.
В данной работе З.
Фрейд рассматривает проявления наших противоречивых инстинктов – Эроса и
Танатоса, влечения к жизни – сексуального, и влечения к смерти –
агрессивного. Эти изначальные инстинкты существуют в индивидуальной
психике и в человеческой культуре. Влечение к жизни,
сексуальное, необходимо для продолжения рода, влечение к смерти,
агрессивное – для его защиты. Таким образом, и то, и другое является
проявлениями инстинкта самосохранения. З. Фрейд дословно об этом пишет так:
«…кроме
Эроса существует влечение к Смерти, взаимодействие и противодействие их обоих
позволяет объяснить феномен жизни. Однако нелегко продемонстрировать
деятельность этого предполагаемого влечения к Смерти. Проявления Эроса броски и
достаточно заметны; можно предположить, что влечение к Смерти безмолвно
работает внутри живого существа над его разложением, но это, естественно, не
доказательство. Дальше вела идея, что часть влечения обращается против внешнего
мира и в этом случае проявляется как агрессивное и разрушительное влечение.
Таким образом, это влечение как будто даже принуждается обслуживать Эрос, тем
самым живое существо
вместо самоуничтожения уничтожает что-то
другое, как одушевленное, так и неодушевленное».
Взаимодействием Эроса
и Танатоса З. Фрейд так же объясняет феномен возникновения садизма и мазохизма:
«…оба
вида влечений редко — возможно, даже никогда — не появляются изолированно друг
от друга, а сплавляются друг с другом в различных, очень изменчивых пропорциях
и тем самым делаются неуловимыми для нашего разума. В садизме, издавна
известном в качестве компонента сексуальности, перед нами как раз выступает
подобный, особо прочный сплав стремления к любви с разрушительным влечением
вовне, тогда как в его антагонисте, в мазохизме, — соединение направленного
вовнутрь разрушения с сексуальностью, благодаря чему иначе недоступное
восприятию стремление лишь теперь становится заметным и ощутимым».
Выходит, Эрос и
Танатос вовсе не противоречат друг другу, хотя и содержат в себе смысловое
противоречие, но они не борются между собой, а обеспечивают с разных
сторон существование одного явления – самой жизни.
По мнению З. Фрейда,
именно культура, влияя на нас через родительские нравоучения и мораль (образ
отца выступает в таком случае образом культуры, и наоборот), формирует наше
«Сверх-Я», которое призвано ограничивать бессознательные побуждения «Оно».
Автор считает, что, культура ставит своей целью объединение
людей, а это является невозможным без ограничения их сексуальных и агрессивных
влечений, поскольку именно они являются провоцирующими конфликты факторами.
Таким образом, чем более высоко развита культура, тем мощнее «Сверх-Я». По
поскольку оба инстинкта выступают фундаментальными и наиболее мощными, то есть
определённая опасность, которая состоит в том, что эта агрессивная
деятельность «Сверх-Я» проявляется в чувстве вины человека и
угрызениях совести, что, как следствие отражается на психическом здоровье
человека, и об этом З. Фрейд пишет так:
«Если
развитие культуры имеет столь далеко идущее сходство с развитием индивида и
действует теми же самыми средствами, не должен ли оправдаться диагноз:
некоторые культуры - или культурные эпохи, возможно, что и все человечество, -
не стали ли под влиянием устремлений культуры "невротическими"?»
Получается, что
причина невроза кроется в культуре!
Нахожу данную работу
отца психоанализа довольно провокационной,и потому интересной. Антагонизм Эроса
и Танатоса можно проследить ещё со времён очень древних культур, и,
в целом, мнение З. Фрейд об их единстве находит подтверждение и там. То, что
Фрейд рассматривает культуру как врага для основных инстинктов человека,
пожалуй, тоже является вполне логичным и я разделяю это мнение. Хотя, в тоже
время, культура необходима для объединения людей, что так же способствует их
защите, что уже противоречит теории Фрейда, а потому в данном вопросе я не могу
окончательно согласиться или опровергнуть эту мысль.
С наилучшими пожеланиями,
Анна
Солонарь – практический психолог,
автор блога о психологии
и психотерапии "Here&Now"
Комментарии
Отправить комментарий