Зигмунд Фрейд «Неудобства культуры»



«…кроме влечения, направленного на сохранение живой субстанции и на включение ее во все более обширные единства, должно существовать другое, противоположное влечение, стремящееся разрушить эти объединения и вернуть их в первоначальное неорганическое состояние»
Зигмунд Фрейд, «Неудобства культуры»

«Неудобства культуры» является одной из  основных культуроведческих работ З. Фрейда, которая исследует зависимость самочувствия человека от культурной среды, а так же соответствующие конфликты, которые возникают из этого взаимодействия.
В данной работе З. Фрейд рассматривает проявления наших противоречивых инстинктов – Эроса и Танатоса, влечения к жизни – сексуального, и влечения к смерти – агрессивного.  Эти изначальные инстинкты существуют  в индивидуальной психике и в человеческой культуре. Влечение к жизни, сексуальное,  необходимо для продолжения рода, влечение к смерти, агрессивное – для его защиты. Таким образом, и то, и другое является проявлениями инстинкта самосохранения. З. Фрейд дословно об этом пишет так:

«…кроме Эроса существует влечение к Смерти, взаимодействие и противодействие их обоих позволяет объяснить феномен жизни. Однако нелегко продемонстрировать деятельность этого предполагаемого влечения к Смерти. Проявления Эроса броски и достаточно заметны; можно предположить, что влечение к Смерти безмолвно работает внутри живого существа над его разложением, но это, естественно, не доказательство. Дальше вела идея, что часть влечения обращается против внешнего мира и в этом случае проявляется как агрессивное и разрушительное влечение. Таким образом, это влечение как будто даже принуждается обслуживать Эрос, тем самым живое существо вместо   самоуничтожения   уничтожает что-то другое, как одушевленное, так и неодушевленное».

Взаимодействием Эроса и Танатоса З. Фрейд так же объясняет феномен возникновения садизма и мазохизма:

«…оба вида влечений редко — возможно, даже никогда — не появляются изолированно друг от друга, а сплавляются друг с другом в различных, очень изменчивых пропорциях и тем самым делаются неуловимыми для нашего разума. В садизме, издавна известном в качестве компонента сексуальности, перед нами как раз выступает подобный, особо прочный сплав стремления к любви с разрушительным влечением вовне, тогда как в его антагонисте, в мазохизме, — соединение направленного вовнутрь разрушения с сексуальностью, благодаря чему иначе недоступное восприятию стремление лишь теперь становится заметным и ощутимым».

Выходит, Эрос и Танатос вовсе не противоречат друг другу, хотя и содержат в себе смысловое противоречие, но они  не борются между собой, а обеспечивают с разных сторон существование одного явления – самой жизни.
По мнению З. Фрейда, именно культура, влияя на нас через родительские нравоучения и мораль (образ отца выступает в таком случае образом культуры, и наоборот), формирует наше «Сверх-Я», которое призвано ограничивать бессознательные побуждения «Оно». Автор считает, что, культура  ставит своей целью  объединение людей, а это является невозможным без ограничения их сексуальных и агрессивных влечений, поскольку именно они являются провоцирующими конфликты факторами. Таким образом, чем более высоко развита культура, тем мощнее «Сверх-Я». По поскольку оба инстинкта выступают фундаментальными и наиболее мощными, то есть определённая опасность, которая состоит в том, что эта  агрессивная деятельность «Сверх-Я» проявляется в  чувстве вины человека и угрызениях совести, что, как следствие отражается на психическом здоровье человека, и об этом З. Фрейд пишет так:

«Если развитие культуры имеет столь далеко идущее сходство с развитием индивида и действует теми же самыми средствами, не должен ли оправдаться диагноз: некоторые культуры - или культурные эпохи, возможно, что и все человечество, - не стали ли под влиянием устремлений культуры "невротическими"?»

Получается, что причина невроза кроется в культуре!
Нахожу данную работу отца психоанализа довольно провокационной,и потому интересной. Антагонизм Эроса и Танатоса можно проследить ещё со времён  очень древних культур, и, в целом, мнение З. Фрейд об их единстве находит подтверждение и там. То, что Фрейд рассматривает культуру как врага для основных инстинктов человека, пожалуй, тоже является вполне логичным и я разделяю это мнение. Хотя, в тоже время, культура необходима для объединения людей, что так же способствует их защите, что уже противоречит теории Фрейда, а потому в данном вопросе я не могу окончательно согласиться или опровергнуть эту мысль.

 С наилучшими пожеланиями, 
Анна Солонарь – практический психолог,
автор блога о психологии и психотерапии "Here&Now"



Комментарии

Популярные сообщения