Анна Семенович "Эти невероятные левши"



Хочу рассказать вам о своем впечатлении от книги известного нейропсихолога Анны Семенович "Эти невероятные левши".
Заинтересовалась я этой книгой не просто так. Сейчас, действительно, очень много детей-левшей встречается мне в работе, да и мой собственный ребенок – левша, и мне стало интересно подробнее изучить вопрос особенностей психики левшей. Эта книга представляет собой практическое пособие для психологов, дефектологов, логопедов, педагогов и родителей.
Все, кто так или иначе, сталкивается с левшами в своей жизни и деятельности, наверное, часто задумываются, почему природа создала правшей и левшей, есть ли принципиальная разница в их мировосприятии, и, соответственно, нужен ли какой-то специальный подход к детям-левшам, раз уж так вышло, что мы все живем все-таки в мире, где преобладают правши? Да, да, да! Левши несколько другие и подход к ним будет немного иной. В этой книге Анна Семенович научно объясняет особенности мозговой организации психических процессов левшей, и почему им, порой, так непросто приходится в этом мире правшей. Очень многое, конечно, все же остается пока за гранью понимания и объяснения с точки зрения науки, но, все же, что-то удалось заметить, исследовать, объяснить и доказать. Анна Семенович достаточно широко описывает феномен левшества, которой, к слову, включает в себя не только людей, с ведущей левой рукой, но и левшей по другим, не таким заметным, параметрам, например, визуальное или аудиальное левшество, при этом с ведущей правой рукой при письме. Ведь, оказывается, такая же мозговая организация психики, которая характерна для левшей, может быть и у правшей с семейным левшеством! Так же автор описывает разницу между генетическим, истинным левшеством и псевдолевшеством, когда левшой становятся не вследствие изначальных, врожденных и наследственных особенностей психики, а в ситуациях, когда имели место другие факторы, вследствие которых изначальный правша просто не смог полноценно овладеть правой рукой. 
Эта книга дала мне дополнительное пространство и для личных размышлений и инсайтов, так как мой ребенок – левша, а я сама правша с аудиальным левшеством, и помогла мне понять изначальную причину некоторых сложностей и недоразумений с другими, с которыми я сталкивалась еще со своего детства. Первая половина книги посвящена теоретическому обсуждению темы левшества, а вторая – практическим рекомендациям и упражнениям, включающим в себя даже основы специального массажа и ЛФК. Очень многие упражнения посвящены формированию, развитию и коррекции речи, так как эта проблема одна из самых актуальных для детей-левшей. Многие упражнения касаются работы со вниманием, сенсорными ощущениями, логическим мышлением и т.д. 
Хочу заметить, что читая рекомендации по взаимодействию с ребенком-левшой, я, обнаружила, что интуитивно почти всегда им следовала (может быть и потому, что у меня, как оказалось, были левши среди родственников, хотя оба родителя – правши), а многие упражнения и приемы, которые предлагает автор, сами собой уже давно интегрированы в жизнь моего ребенка-левши. И, что удивительно, многие проблемы, описанные автором, как достаточно типичные среди детей-левшей или правшей с семейным левшеством (например, позднее овладение речью), совершенно не были характерны ни для меня в детстве, ни для моего ребенка. Однако, есть и такие моменты, над которыми есть смысл поработать и, благодаря книге, можно вообще о них узнать, заметить (особенно, если сам такой же J) и вовремя скорректировать, так как во взрослом возрасте это будет уже почти нереально сделать. Так же, описываются сильные стороны левшей, и как на них можно опираться, развивать, и помогать ребенку их использовать в нужном направлении. 
Кому рекомендую книгу? Родителям детей-левшей, она, конечно, была бы очень полезна, но без знания психологической и нейропсихологической терминологии, может быть достаточно сложной для восприятия в некоторых моментах. Поэтому, в первую очередь, рекомендую психологам и дефектологам, причем упражнения из книги можно использовать не только с левшами, но и с любыми другими детьми, имеющими различные трудности со вниманием, речью, пространственным восприятием и т.д. 

С наилучшими пожеланиями, 
Анна Солонарь – практический психолог,
автор блога о психологии и психотерапии "Here&Now"


Комментарии

Популярные сообщения