Джанни Франчесетти и Жан Рубал "Гештальт-подход в работе с депрессивным опытом" и Микела Джечеле "Биполярный опыт"




Эта книга состоит из двух работ: Джанни Франчесетти и Жана Рубала "Гештальт-подход в работе с депрессивным опытом" и Микела Джечеле "Биполярный опыт".

В первой работе речь идёт о депрессивном опыте. Начинается с диагностических ориентиров, далее предлагаются описания разных видов депрессии, их отличий, разницы между ситуацией проживания горя  (приспособительное расстройство с депрессивным настроением) и непосредственно меланхолической депрессией.

"Печаль помогает человеку ассимилировать не только страдание от потери, но и пережить опыт отношений с тем, что утрачено. Один из подарков, который преподносит нам чья-либо смерть, состоит в обнаружении удивительной красоты ушедшего. Его или её отсутствие открывает глубину и ценность присутствия этого человека в нашей жизни. Неприятная сторона этого открытия для тех, кто остался жить, состоит в обнаружении ими своего собственного отсутствия в присутствии любимого человека: "Почему я не замечал, как важно, замечательно и удивительно хорошо было быть с ним?" Период горевания служит для освоения состояния двойной преданности: с одной стороны утраченным отношениям, с другой - продолжающейся жизни. Когда такое состояние оказывается достигнуты, завершается и период горевания (по крайней мере, на данном жизненном отрезке). Скорбь позволяет живущему сохранить то ценное, что было в завершившихся отношениях и освободиться для восприятия непрекращающегося потока всего нового, происходящего вокруг". (с) Джанни Франчесетти, Жан Рубал "Гештальт-подход в работе с депрессивным опытом"

Рассматривается депрессивный опыт с точки зрения самого гештальт-подхода. По каждому случаю даётся рекомендуемый терапевтический подход. Так же описывается клинический случай.

"Мы исследуем, как пациент и терапевт вместе создают депрессивные отношения. Хотя мы иногда (для удобства описания) говорим, что "пациент находится в депрессии", мы всегда имеем ввиду, что пациент и терапевт "депрессируют вместе" в ситуации здесь-и-теперь. Такое диагностическое заключение становится первым шагом в терапии. Исходя из него, мы приходим к осознаванию тех жестких поведенческих паттернов, которые пациент использует не только по отношению к терапевту, но и в отношении своего окружения и себя самого. Таким образом, поставленный диагноз используется в качестве инструмента для изменений". (с) Джанни Франчесетти, Жан Рубал "Гештальт-подход в работе с депрессивным опытом"

Во второй работе рассматривается биполярный опыт с точки зрения гештальт-терапии. Речь идёт преимущественно о маниакальном опыте. Дается историческая справка, критерии диагностики и далее глубокое рассмотрение различных аспектов маниакального состояния. Последняя глава этой работы посвящена терапевтическим отношениям в работе с биполярным опытом, а так же описанию и разбору клинических случаев.

"Если широту и последовательность депрессивного опыта мы предлагаем рассматривать как средство сбережения энергии в поля, где контакт становится затруднительным, манию понимать как неудачу творческого приспособления к схожим обстоятельствам. Тем не менее, даже усиленный драйв, энергию, не целенаправленно рассеиваемую в пространстве и усилия, прилагаемые в отсутствии надежды, можно рассматривать как функциональное творческое приспособление в условиях данного поля". (с) Микела Джечеле "Биполярный опыт"

Что мне понравилось в этих работах?

- Лаконичность, последовательность и структурированность излагаемого материала. Всё чётко и по сути.
- При всей лаконичности материал подан достаточно полно: диагностические ориентиры, особенности расстройства, рекомендуемый терапевтический  подход в работе, разбор клинических случаев. Уделяется так же  внимание состоянию терапевта в этом процессе.
- Не взирая на научность, текст не выглядит абсолютно сухим и безжизненным. В нем есть место метафорам, чувствам и экзистенциальным размышлениям. Чувствуется, что написано именно гештальтистами:)
-  "Не гештальтом единым". Обращается внимание на то, что для эффективной работы и адекватного состояния терапевта, зачастую необходима "третья сторона" в виде медикаментозной поддержки (для клиента, не терапевта:)), супервизия или чтения специальной литературы.

Что мне не понравилось?

- В этих работах в большей степени, как бы по отдельности описывается депрессивный и маниакальный опыт, и мне не хватило их интеграции. Хотя и упоминается об их взаимосвязи в биполярном опыте, и в последней работе приводятся примеры работы с обоими опытами. Но мне хотелось бы описания практического случая работы с одним клиентом в полярных состояниях, проследить их динамику в истории одного человека, особенности переломный моментов, которые меняют состояние или включают запуск другого.

"В терапевтических отношениях терапевт выступает хранителем надежды, но в не меньшей степени также пространства и времени. Это справедливо не только к каждой отдельной сессии, но и в отношении всей терапии в целом, так как терапевт собирает воедино те нити и линии напряжения, из которых постепенно будет сплетена ткань терапевтических отношений. Терапевтическое время и пространство становятся тем локусом, в котором время и пространство опыта постепенно сгущаются и могут обретать новые смыслы для пациента".
(с) Д. Франчесетти, Ж. Рубал "Гештальт-подход в работе с депрессивным опытом"

P.S. На обложке использована репродукция картины Винсента Ван Гога "пшеничное поле с воронами". Ван Гог страдал биполярным расстройством.


С наилучшими пожеланиями, 

Анна Солонарь – практический психолог,
автор блога о психологии и психотерапии "Here&Now"

Комментарии

Популярные сообщения