Бардо Тхёдол





Сегодня я бы хотела рассказать вам про очень необычную книгу. Она с древних времен почитается на Востоке, а на Западе стала популярна в ХХ веке. О ней писали многие, в том числе, известный психиатр-психоаналитик К. Г. Юнг. Я же решила её прочесть после того, как в описании другой книги, которая у меня находится в ближайших планах на прочтение, увидела, что она, по-сути, является своеобразным трактованием этой книги. Я решила, что, наверное, нужно сначала прочитать первоисточник, для понимания полной картины. И, таким образом, открыла для себя потрясающую книгу.
Эта книга называется "Бардо Тхёдол" или "Большое Освобождение Слушанием в Посмертном Мире", у нас более известная под названием "Тибетская книга Мертвых". "Бардо" в переводе с тибетского значит "промежуточное состояние". Это состояние, в которое отправляется умирающий человек, в котором можно надолго остаться, можно завершить его новым рождением, а можно "освободиться" и выйти из круга рождения и смерти, достичь Нирваны. Наставления этой книги призваны помочь достичь последнего.

"Большое Освобождение Слушанием в Посмертном Мире" –  это значит, что только слушая "Бардо Тхёдол", который читается над телом умершего на протяжении 49 дней, после его смерти, уже может принести Освобождение. Считается, что мертвый все равно слышит его, и благодаря чтению вспомнит наставления, которые даются для успешного завершения пребывания в Бардо. 
Конечно, достичь Освобождения можно и не попадая в Бардо, если Просветление наступило ещё при жизни. Однако это не так часто происходит, даже с теми, кто усердно практиковал духовные практики всю свою жизнь. Тем не менее, когда сознание умершего попадает в Бардо, каким бы он не был человеком при жизни, как бы он её не прожил, у него всегда есть шанс выйти из него и освободиться, достичь Нирваны. В этом плане буддизм намного мягче христианства. 
Итак, попадая в Бардо, сознание умершего проходит много разных этапов, на каждом из которых ему доступно Освобождение. Предполагается, что умерший видит разные образы, и, порой, даже очень устрашающие. Например, с множеством рук и голов, держащие змей или трупы и чаши с кровью. И суть в том, чтобы не испугаться их, а осознать, что все они являются ничем иным, как иллюзиями собственного сознания, "мысле-формами", и встретить их как старых знакомых. 

"Когда Неопределенная Реальность предстанет передо мной, То, отбросив всякую мысль о страхе и трепете перед всеми видениями,
Да сумею я понять, что они – лишь отражения моего собственного ума,
Да сумею я понять, что по природе своей –  это лишь иллюзии,
А не убоюсь я сонмов Мирных и Гневных Божеств –  своих собственных мыслей".

Осознав это, наступает Освобождение. Если это осознание не пришло, сознание умершего переходит на следующий этап Бардо, где ему опять предстоит встретиться со всеми этими ужасными созданиями и задача умершего опять не испугаться и осознать истинную природу этих существ. И так можно проходить множество этапов, которые, не смотря на весь свой ужас, являются возможностью для Освобождения. Чтение текста "Бардо Тхёдол" над умершим должно помочь ему вспомнить все это и осознать. Эта возможность есть даже на Страшном Суде.

"Не ври и не пугайся Бога Смерти. Твоё тело – духовное тело, оно не может умереть, даже если его обезглавить и четвертовать. Природа твоего тела –  пустота, тебе нечего бояться. Боги смерти –  твои собственные видения. Твоё тело желаний – это тело наклонностей, оно пустое. Пустота не может навредить пустоте... И Бог Смерти, и божества, и демоны, и Буйвологоловый Дух Смерти не существует вне человека, все они –  иллюзии. Сделай все, чтобы осознать это".

Если же осознавание иллюзорности своих видений так и не пришло, то далее есть варианты нового рождения, но и здесь опять же даются наставления, чтобы его избежать. Если же осознавание так и не наступает и побеждает тяга к сансарическому существованию, то даются наставления, как выбрать подходящий вариант рождения.

"У того, кому суждено родиться мужчиной, Тот, Кто Познает, начинает осознавать себя мужчиной –  у него возникает чувство сильной ненависти к отцу и чувство ревности и влечения к матери. У того же, кому суждено родиться женщиной, Тот, Кто Познает, начинает осознавать себя женщиной – в нем возникает чувство сильной ненависти к матери и чувство страстного влечения и любви к отцу".

Как мы можем видеть, в этих словах о "потустороннем мире" и поиске материнского лона для нового рождения заложен даже не столько эзотерический, сколько психологический смысл, ведь сама суть всего происходящего в Бардо –  осознать, что все это иллюзии собственного ума, и это осознавание принесёт облегчение.

"Даже если лоно покажется тебе хорошим, не соблазняйся им, а если покажется плохим, не чувствуй отвращения. Освободить от влечения и отвращения, от желания брать и избегать, достигни абсолютной беспристрастности –  в этом наибольшее из искусств".

Если посмотреть на текст, как на такую себе очень масштабную метафору, то можно увидеть, что одним из ключевых моментов Просветления является отсутствие оценочного восприятия. В библейских мифах мы такое тоже можем отслеживать, например, в мифе о Древе Познания. Плод с этого дерева принёс не мудрость (мудрость уже изначально была у Адама и Евы), а оценочное восприятие, они начали мыслить в категориях "хорошо" и "плохо", что сделало их несчастными и они были изгнаны из рая (Нирваны) и вынуждены испытывать мучения, лишения и т. д. (Сансара). Как только мы осознаем, что все эти оценки являются нашей собственной ловушкой сознания, хорошее и плохое – миражем, все, воспринимаемое нами как результат наших собственных проекцией, мы Освобождаемся. Освобождаемся от иллюзорного восприятия себя и мира и находим умиротворение.
"Бардо Тхёдол" можно очень долго анализировать в плане символики. Комментарии к тексту дают понять, что большая часть описываемых образов является не реальными существами или явлениями, а символическими. Один из главных образов книги – Отец-Мать. Как из названия можно понять, он представляет собой как женское, так и мужское начало природы. Кровь символизирует сансарическое бытие, а её испитие – жажду и утоление жажды сансарического бытия. Тот, кто осознает это, и иллюзорность всех видений, понимает их как воплощение своих собственных пристрастий и владеет силой, чтобы не испугаться их и встретить как старых знакомых, достигает Просветления.
Встречаясь со Светлыми и Гневными духами в Бардо, на самом деле мы встречаемся со светлым и темным внутри самих себя. И темное тем и пугающее, что оно не осознается нами как наша собственная проекция, наша тень. Это иллюзия, существующая в нашем собственном сознании, и именно потому, что она не осознается, мы страдаем. Страдания так же следует понимать не как физические мучения, а психические.

"Количество ангелов и демонов – равно, и светлому соответствует зеркальное отражение в темном". 

Эту книгу можно понимать по-разному, в этом её уникальность. Её можно использовать для практики осознанных и контролируемых сновидений. Потому что в Бардо (промежуточное состояние) сознание может отправиться не только тогда, когда умирает тело. Перед тем, как, например, заснуть, мы тоже оказываемся в пограничном состоянии, промежуточном, между явью и сном. Тотальное погружение в сон можно рассматривать как аналог Сансары, в котором мы прибываем, чего-то боимся, к чему-то стремимся, не понимая, что это –  иллюзия, сон. Находясь в промежуточном состоянии между сном и явью, мы можем практиковать, например, астральные путешествия. Так же, чем меньше глубина сна, тем больше мы можем осознавать все происходящее в нем как сновидение, а не реальность. И как только приходит это осознавание, мы можем контролировать сон.
Этот древнейший текст описывает очень важные глубинные психические процессы, показывает нам суть наших страданий. В нем очень тонко подмечены особенности нашей психической структуры и восприятия. Современная психотерапия говорит об этом другим языком, но глубинная суть остается той же. И если вдуматься, то написанное относится к живым в не меньшей степени, нежели к мертвым.

"Тибетской Книгой Мертвых" был вдохновлен фильм Гаспара Ноэ "Вход в Пустоту". Фильм я смотрела 9 лет назад, а книгу прочитала совсем недавно. Интересно опять пересмотреть фильм, и сравнить ощущения. А можно и не сравнивать. Все равно это только реальности или иллюзии разных моментов. 

С наилучшими пожеланиями, 
Анна Солонарь – практический психолог,
автор блога о психологии и психотерапии "Here&Now"





Комментарии

Популярные сообщения