Бардо Тхёдол
Сегодня я бы хотела рассказать вам про очень необычную книгу. Она с древних времен почитается на Востоке, а на Западе стала популярна в ХХ веке. О ней писали многие, в том числе, известный психиатр-психоаналитик К. Г. Юнг. Я же решила её прочесть после того, как в описании другой книги, которая у меня находится в ближайших планах на прочтение, увидела, что она, по-сути, является своеобразным трактованием этой книги. Я решила, что, наверное, нужно сначала прочитать первоисточник, для понимания полной картины. И, таким образом, открыла для себя потрясающую книгу.
Эта книга называется "Бардо
Тхёдол" или "Большое Освобождение Слушанием в Посмертном Мире",
у нас более известная под названием "Тибетская книга Мертвых".
"Бардо" в переводе с тибетского значит "промежуточное
состояние". Это состояние, в которое отправляется умирающий человек, в
котором можно надолго остаться, можно завершить его новым рождением, а можно
"освободиться" и выйти из круга рождения и смерти, достичь Нирваны.
Наставления этой книги призваны помочь достичь последнего.
"Большое Освобождение
Слушанием в Посмертном Мире" – это значит, что только слушая
"Бардо Тхёдол", который читается над телом умершего на протяжении 49
дней, после его смерти, уже может принести Освобождение. Считается, что мертвый
все равно слышит его, и благодаря чтению вспомнит наставления, которые даются
для успешного завершения пребывания в Бардо.
Конечно, достичь Освобождения
можно и не попадая в Бардо, если Просветление наступило ещё при жизни. Однако
это не так часто происходит, даже с теми, кто усердно практиковал духовные
практики всю свою жизнь. Тем не менее, когда сознание умершего попадает в
Бардо, каким бы он не был человеком при жизни, как бы он её не прожил, у него
всегда есть шанс выйти из него и освободиться, достичь Нирваны. В этом плане
буддизм намного мягче христианства.
Итак, попадая в Бардо, сознание
умершего проходит много разных этапов, на каждом из которых ему доступно
Освобождение. Предполагается, что умерший видит разные образы, и, порой, даже
очень устрашающие. Например, с множеством рук
и голов, держащие змей или трупы и чаши с кровью. И суть в том, чтобы не
испугаться их, а осознать, что все они являются ничем иным, как иллюзиями
собственного сознания, "мысле-формами", и встретить их как старых
знакомых.
"Когда
Неопределенная Реальность предстанет передо мной, То, отбросив всякую мысль о
страхе и трепете перед всеми видениями,
Да сумею я
понять, что они – лишь отражения моего собственного ума,
Да сумею я
понять, что по природе своей – это лишь иллюзии,
А не убоюсь я
сонмов Мирных и Гневных Божеств – своих собственных мыслей".
Осознав это, наступает
Освобождение. Если это осознание не пришло, сознание умершего переходит на
следующий этап Бардо, где ему опять предстоит встретиться со всеми этими
ужасными созданиями и задача умершего опять не испугаться и осознать истинную
природу этих существ. И так можно проходить множество этапов, которые, не
смотря на весь свой ужас, являются возможностью для Освобождения. Чтение текста
"Бардо Тхёдол" над умершим должно помочь ему вспомнить все это и
осознать. Эта возможность есть даже на Страшном Суде.
"Не ври и
не пугайся Бога Смерти. Твоё тело – духовное тело, оно не может умереть, даже
если его обезглавить и четвертовать. Природа твоего тела – пустота,
тебе нечего бояться. Боги смерти – твои собственные видения. Твоё
тело желаний – это тело наклонностей, оно пустое. Пустота не может навредить
пустоте... И Бог Смерти, и божества, и демоны, и Буйвологоловый Дух Смерти не
существует вне человека, все они – иллюзии. Сделай все, чтобы
осознать это".
Если же осознавание иллюзорности
своих видений так и не пришло, то далее есть варианты нового рождения, но и
здесь опять же даются наставления, чтобы его избежать. Если же осознавание так
и не наступает и побеждает тяга к сансарическому существованию, то даются
наставления, как выбрать подходящий вариант рождения.
"У того,
кому суждено родиться мужчиной, Тот, Кто Познает, начинает осознавать себя
мужчиной – у него возникает чувство сильной ненависти к отцу и
чувство ревности и влечения к матери. У того же, кому суждено родиться
женщиной, Тот, Кто Познает, начинает осознавать себя женщиной – в нем возникает
чувство сильной ненависти к матери и чувство страстного влечения и любви к
отцу".
Как мы можем видеть, в этих словах
о "потустороннем мире" и поиске материнского лона для нового рождения
заложен даже не столько эзотерический, сколько психологический смысл, ведь сама
суть всего происходящего в Бардо – осознать, что все это иллюзии
собственного ума, и это осознавание принесёт облегчение.
"Даже если
лоно покажется тебе хорошим, не соблазняйся им, а если покажется плохим, не
чувствуй отвращения. Освободить от влечения и отвращения, от желания брать и
избегать, достигни абсолютной беспристрастности – в этом наибольшее
из искусств".
Если посмотреть на текст, как на
такую себе очень масштабную метафору, то можно увидеть, что одним из ключевых
моментов Просветления является отсутствие оценочного восприятия. В библейских
мифах мы такое тоже можем отслеживать, например, в мифе о Древе Познания. Плод
с этого дерева принёс не мудрость (мудрость уже изначально была у Адама и Евы),
а оценочное восприятие, они начали мыслить в категориях "хорошо" и
"плохо", что сделало их несчастными и они были изгнаны из рая
(Нирваны) и вынуждены испытывать мучения, лишения и т. д. (Сансара). Как только
мы осознаем, что все эти оценки являются нашей собственной ловушкой сознания,
хорошее и плохое – миражем, все, воспринимаемое нами как результат наших
собственных проекцией, мы Освобождаемся. Освобождаемся от иллюзорного
восприятия себя и мира и находим умиротворение.
"Бардо Тхёдол" можно
очень долго анализировать в плане символики. Комментарии к тексту дают понять,
что большая часть описываемых образов является не реальными существами или
явлениями, а символическими. Один из главных образов книги – Отец-Мать. Как из
названия можно понять, он представляет собой как женское, так и мужское начало
природы. Кровь символизирует сансарическое бытие, а её испитие – жажду и
утоление жажды сансарического бытия. Тот, кто осознает это, и иллюзорность всех
видений, понимает их как воплощение своих собственных пристрастий и владеет
силой, чтобы не испугаться их и встретить как старых знакомых, достигает
Просветления.
Встречаясь со Светлыми и Гневными
духами в Бардо, на самом деле мы встречаемся со светлым и темным внутри самих
себя. И темное тем и пугающее, что оно не осознается нами как наша собственная
проекция, наша тень. Это иллюзия, существующая в нашем собственном сознании, и
именно потому, что она не осознается, мы страдаем. Страдания так же следует
понимать не как физические мучения, а психические.
"Количество
ангелов и демонов – равно, и светлому соответствует зеркальное отражение в
темном".
Эту книгу можно понимать
по-разному, в этом её уникальность. Её можно использовать для практики
осознанных и контролируемых сновидений. Потому что в Бардо (промежуточное
состояние) сознание может отправиться не только тогда, когда умирает тело.
Перед тем, как, например, заснуть, мы тоже оказываемся в пограничном состоянии,
промежуточном, между явью и сном. Тотальное погружение в сон можно
рассматривать как аналог Сансары, в котором мы прибываем, чего-то боимся, к
чему-то стремимся, не понимая, что это – иллюзия, сон. Находясь в
промежуточном состоянии между сном и явью, мы можем практиковать, например,
астральные путешествия. Так же, чем меньше глубина сна, тем больше мы можем
осознавать все происходящее в нем как сновидение, а не реальность. И как только
приходит это осознавание, мы можем контролировать сон.
Этот древнейший текст описывает
очень важные глубинные психические процессы, показывает нам суть наших
страданий. В нем очень тонко подмечены особенности нашей психической структуры
и восприятия. Современная психотерапия говорит об этом другим языком, но
глубинная суть остается той же. И если вдуматься, то написанное относится к
живым в не меньшей степени, нежели к мертвым.
"Тибетской Книгой
Мертвых" был вдохновлен фильм Гаспара Ноэ "Вход в Пустоту". Фильм
я смотрела 9 лет назад, а книгу прочитала совсем недавно. Интересно опять
пересмотреть фильм, и сравнить ощущения. А можно и не сравнивать. Все
равно это только реальности или иллюзии разных моментов.
С наилучшими
пожеланиями,
Анна
Солонарь – практический психолог,
автор блога о
психологии и психотерапии "Here&Now"
Комментарии
Отправить комментарий