О конфликте сознательного и бессознательного


Бессознательное сильнее сознательного. Иногда их желания прямо противоположны и взаимоисключающее. Что с этим делать? Зависит от ситуации. Если это невротическая бессознательная реакция, то есть вариант ее проработки и нахождения компромисса между этими двумя пластами нашей психики.

Но далеко не все, что исходит от бессознательного и вступает в противоречие с сознательным, невротично. Достаточно часто все как раз абсолютно наоборот. Бессознательное говорит нам о нереализованных, но крайне важных потребностях и всеми способами пытается их удовлетворить. А сознательное пытается бороться с собственной природой, под влиянием каких-либо установок или убеждений, организации социума, которые подгоняют все под единый стандарт, минуя индивидуальные особенности, и могут быть иногда более нездоровыми, нежели бессознательные стремления.

Например, я очень люблю долго спать, и биологически вообще у всех людей есть жизненно важная потребность спать не менее 8 часов в сутки. При этом, я сова, и засыпаю достаточно поздно. В целом, для меня лично это совсем не проблема –  я просто позже просыпаюсь и таким образом получаю необходимую мне порцию сна, во сколько бы я не заснула. Но я живу не изолированно от социума, в котором преимущественно все организации начинают работу с 8-ми утра: садик, школа, университет, работа... Вторая смена была всегда для меня счастьем. Что делает бессознательное, пытаясь удовлетворить базовую потребность во сне? Оно так же работает –  я отключалась в маршрутке, просыпала и т. д. Раньше лечь спать для совы не так уж и просто: биологический ритм диктует другое, и именно ночью я наиболее продуктивно могла учиться. Но встать рано утром –  еще та проблема и все утро я сонная и не особо деятельная, соответственно. Во время беременности потребность во сне еще увеличилась – я спала по 12-14 часов в сутки. Впрочем, я была еще студенткой, училась во 2-ю смену, и более-менее удовлетворяла эту потребность, в крайнем случае, просто прогуливала первые пары (ведь ночью я так же оставалась активной и могла вдохновленно работать над дипломом до 4-х утра).

Настоящей проблемой это стало после рождения ребёнка, и все молодые родители, конечно, страдают от недостаточного количества и качества сна. Тогда я уже стала засыпать, как только голова коснется подушки, в любое время суток. Так мое бессознательное заботилось обо мне.

Завершив грудное вскармливание, стало полегче, и я уже могла, как и привыкла, допоздна заниматься своими делами и спать хоть до обеда, пока с дочкой гулял муж, свободный график позволял это осуществить. Я так же работала в свободном режиме, и проблем с удовлетворением желания допоздна смотреть фильмы или читать, после того, как уложу ребенка спать, а потом отсыпаться утром, особо не возникало. Тогда еще и дочка спала минимум 12 часов ночью без пробуждений, и был вариант и уложить ее спать, посвятить несколько часов своим делам и еще проспать 8 часов (правда, мне этого не всегда достаточно). Сейчас уже она спит ночью меньше, хотя все так же крепко.

Тем не менее, это один из сложных моментов жизни родителей маленьких детей: с одной стороны, нужно время для себя, которое очень часто появляется только тогда, когда ребёнок уснет, а с другой стороны –  потребность во сне, которая из-за этого может недостаточно удовлетворяться, потому что ребенок проснётся утром в положенное ему время независимо от того, во сколько вы заснули.

И я так же с этим столкнулась. И вот он, внутренний конфликт –  сознательно я хочу уложить ребенка и насладиться ночной тишиной, чтением, просмотром фильма или наконец-то нормально оформить свои размышления в статью, а бессознательное стремится СПАТЬ. Что происходит тогда? Если вечером во мне еще много огня, то я занимаюсь тем, что запланировала сознательно, ложусь спать уже, бывает, на рассвете, а потом, утром, бессознательное побеждает: я не могу проснуться, я не слышу, как проснулся ребенок (она обычно просыпается тихо и идет сама играть). Если все же я просыпаюсь рано, притом, что поздно легла спать - то как бы сильно не было мое сознательное желание заняться своими делами, после того, как дочка заснула, я отключаюсь вместе с ней в обнимку, даже если еще нет 10 вечера.

Бессознательное мудрее, оно заботится о базовых потребностях в первую очередь. И это хорошо! Ведь иначе я бы дошла до полного истощения, сама этого не замечая. А как же сознательные желания? Можно, конечно, пытаться бороться со сном: пить вечером кофе, чтоб не уснуть, заводить будильник и т. д., но хронический недосып все равно даст о себе знать, начиная от ухудшения эмоционального состояния и нарушения когнитивных способностей и заканчивая серьезными заболеваниями, которые могут в конечном итоге, даже привести к смерти. Поэтому я стараюсь обеспечить гармонию между сознательным и бессознательным другими путями.

Как это сделать? По-разному, зависит от возраста ребенка, семейной ситуации, графика работы и многих других факторов. Но я верю, что всегда можно найти конструктивный выход. А попытки игнорировать базовые потребности ради сознательных желаний, стремлений и т. д., на самом деле обернутся в конечном итоге полным провалом – если, например, вместо того, чтобы спать, мы будем всю ночь готовиться к экзамену, то результаты будут намного хуже, чем если бы мы выспались, и это касается всего.

Поэтому – заботьтесь о себе и о всех сферах вашей психики равноценно, и будьте счастливы! 

 С наилучшими пожеланиями, 
Анна Солонарь – практический психолог,
автор блога о психологии и психотерапии "Here&Now"




Комментарии

Популярные сообщения