Депрессия как ресурс





«Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она намерена сказать».

Карл Густав Юнг 


Кто сталкивался хоть раз с  депрессией в своей жизни, прекрасно понимает, какое это тяжелое и невыносимое состояние. Подавленность, отсутствие интереса ко всему в жизни, один взгляд на самые обычные вещи вызывает непреодолимое ощущение тоски, буквально физическую тошноту. Ничего не интересует, не радует, все выглядит пустым и бессмысленным (и вовсе не в дзен-буддийском понимании "наполненной пустоты") и жить, соответственно, тоже, кажется, не за чем. А может, и не кажется, но душевная боль настолько невыносима, что хочется даже умереть, чтобы только не испытывать ее. На самом деле, не хочется ничего, и даже сложно сказать, что хочется смерти - самоубийство требует все-таки каких-то активных действий, на что нет ни сил, ни желания. Но если в этом состоянии вдруг появляется немного активной энергии, то она тогда как раз и может быть направлена на то, чтобы свести счеты с жизнью. Не потому, что смерть кажется прекрасной, а потому что жить - невыносимо.

 Я знаю об этом не только со слов клиентов или профессиональной литературы, хотя и потратила немало времени со студенческих времен на изучение депрессии и суицидальности, и изучаю этот вопрос, по сей день. Я знаю об этом из личного опыта.

Причины депрессии с суицидальным компонентом могут быть разными:  биохимия мозга, жизненная ситуация, особенности характера, когнитивные убеждения, и даже, как ни парадоксально, невозможность разрешить себе страдать. Очень часто все это актуально одновременно.

Естественно, для максимальной эффективности помощь при депрессии должна быть такой же многокомпонентной.

Сейчас я бы хотела предложить взглянуть на депрессию не как на что-то, от чего нужно убегать, а как на достаточно мощный психический ресурс. Конечно, это звучит странно, ведь это состояние кажется совершенно лишенным каких-либо возможностей для чего-либо. Но в этом и секрет!

Очень часто депрессия наступает как такой себе драматичный вид эмоционального отдыха от морального и физического перегруза. Чего хочется, в этом состоянии? Я уже писала, что, собственно, ничего. Но что если воспринимать желание "ничего" как тоже желание и хотя бы частично пойти у него на поводу? Не хочется ничего делать - лежи. Не хочется общаться - не общайся. Не хочется ничего видеть - спи. А вдруг захочется - плакать - это уже прекрасно, значит, чувства живы. И можно плакать. Столько, сколько нужно.

Таким образом, иногда депрессия является единственным возможным ресурсом для отдыха. Если это помогло - пожалуй, стоит в дальнейшем пересмотреть свой жизненный график и оставлять в нем место для отдыха физического и морального, пока еще не затянуло в пучину депрессии. К депрессии приводит не обязательно "пессимистичный" взгляд на жизнь. Стремление быть все время  подвижным, активным, креативным, деятельным, позитивным, не смотря ни на что - это тоже частая причина дальнейшего состояния упадка, так как организм просто не может все время быть "на пике". Это состояние сейчас массово культивируется, но нередко приводит к плачевным последствиям. Маниакальность - обратная сторона депрессии. И очень часто они просто периодически сменяют друг друга.

Но мы боимся появления даже легкой печали, не говоря уже о более тяжелых состояниях. И бесконечно пытаемся убежать...

А что если не убегать от страданий, а разрешить себе их прожить? Ведь тот же суицид является бегством от них. Когда мы навязчиво твердим себе "перестань страдать" и сталкиваемся с невозможностью это сделать, единственным выходом кажется собственная смерть. Но а что случится, если разрешить себе чувствовать то, что чувствуешь? Что если погрузиться в это состояние? И даже разрешить себе хотеть умереть?

Конечно, здесь немаловажно уточнить, что чувствовать, думать, фантазировать и хотеть - не значит делать. Я предлагаю, скорее, медитацию на собственные чувства, созерцание потока мыслей, образов, желаний, эмоций - при этом оставаясь в бездействии. Это не универсальный метод, но, все же, порой, он имеет место быть.

Для меня удивительным было открытие, что депрессия может быть ресурсом, уже спустя достаточно много лет после выхода из такого состояния, длившегося примерно с 13 до 18 лет. С началом подросткового возраста, меня стала периодически посещать эта "дама в черном" и чем дальше, тем чаще. И с той частотой, с которой она ко мне приходила, ко мне приходило вдохновение. На самом деле, изначально его не было - было "все плохо и ничего не хочется". Но когда я разрешала себе не пытаться игнорировать свое состояние, а погрузиться в него, до предела - я начинала писать, петь и играть. О своих чувствах, о своей боли, о том, как я все ненавижу и себя в том числе, и, заканчивая песню - становилось немного легче. Каждая песня о смерти была шансом жить дальше. Вот такой парадокс. А вот когда мне было хорошо, я ничего не писала. И даже когда немного плохо. И с 18 лет не пишу песен, хотя и не могу сказать, что депрессия с тех пор меня больше никогда не посещала, но это уже было с каждым разом все проще и быстрее переживать. Депрессия была моим вдохновением. Психика стремится себя сохранить - дойдя до отчаяния, она находит выход. Я неосознанно занималась музыкой для собственной психотерапии.

Дальше я вдохновилась научным изучением депрессии и аутоагрессии. Сейчас меня вдохновляет практическая помощь.

Ресурс, конечно же, не в самой депрессии, а в том, куда нас может завести наша психика в поисках нужного лекарства. И очень важно не перепутать лекарство с ядом, а в таком состоянии это очень вероятно. Но если прислушаться к себе, то можно услышать, о чем наша "дама в чёрном намерена нам рассказать". Услышать, понять, прожить и.. вдохновиться!

Депрессия может принести невероятные озарения, инсайты, катарсис. Порой, некоторые вещи становятся доступны пониманию, только пройдя через нее. Меня всегда восхищало искусство японцев созерцать красоту природы, и при этом мне самой это с трудом удавалось. Когда-то, находясь уже пару недель в депрессивном состоянии (когда именно от всего вокруг тошнит и все наводит тоску), я вдруг посмотрела в окно и увидела цветущие деревья. И я как будто очнулась после долгого сна. Я подумала: "Как красиво!" Мое состояние поменялось за пару секунд.

С наилучшими пожеланиями,

Анна Солонарь – практический психолог,

автор блога о психологии и психотерапии Here&Now

Комментарии

Популярные сообщения