О "всемогуществе" психологов




Не так давно, были времена, когда в нашей стране психологов ни во что не ставили и не воспринимали психологию как науку. Почти никто не верил в эффективность психологической работы. Времена меняются, и я это вижу, и это очень радует. Но, сейчас, похоже, мы катимся к другой крайности - становится популярно мнение, как будто психолог всесилен. Это не так. Во всяком случае, бывает, что не только с одной помощью психолога можно решить проблему. Сейчас я даже не говорю о том, что нужно самим активно участвовать в этом процессе, что в случае проблем с детьми, нужна дополнительная работа с родителями (на самом деле, чаще всего - она основная), это тоже психологическая работа. Я говорю о тех случаях, где необходима работа с другими специалистами, чаще всего - врачами. И психолог может работать в тандеме с ними, но психологическая помощь не всегда может заменить медицинскую. Иногда - да, может, если нет органических нарушений. Но если они есть - то одним психологом это не решить.

Подумайте сами, если у человека нет руки, то психолог не поможет ее отрастить. Он может помочь с психологическими аспектами данной ситуации - принятие себя, адаптация к жизни с такой особенностью и т. д., но это не заменит протез. Тем не менее, очень часто обращаются родители, дети которых имеют в анамнезе органические повреждения, которые могут быть напрямую связанны с существующими проблемами, но пытаются решить это исключительно с помощью психолога, не обращаясь к медицине. Как психолог, я не могу и не имею права ставить диагнозы и назначать медикаментозное лечение, но если вижу что-то, что выходит за рамки моей психологической компетенции, то, соответственно, всегда рекомендую обратиться за дополнительной консультацией к психиатру, невропатологу, эндокринологу и т. д. И, если честно - мало кто это делает. Чаще всего я слышу примерно следующее: "Мы уже когда-то (10 лет назад) были у врача, но от назначенных препаратов ничего не изменилось/стало хуже и мы перестали обращаться за медицинской помощью". Я прекрасно понимаю, что так вполне могло быть. Но, если есть органика, то один психолог все равно ничего с этим глобально не сделает! Врачи так же не всезнающи и всемогущи, и могут ошибаться, может не подойти препарат и т. д. Но в таких случаях, нужно же сообщать о протекании лечения врачу! Если есть сомнения в поставленном диагнозе, то можно ведь проконсультироваться/обследоваться еще у другого врача. Если не подошел препарат, нужно сообщить об этом врачу, может его нужно заменить или он начинает давать ощутимый результат спустя какое-то количество времени и только при систематическом употреблении и т. д. И только если врач правильно поставил диагноз и подобрал лечение, и пациент следует данным рекомендациям, дополнительная работа с психологом будет иметь эффект. Но невозможно "вылечить" или облегчить протекание органически обусловленных заболеваний или нарушений только с помощью психолога, ведь психолог работает только с психологическим аспектом проблемы.

Я понимаю, что диагноз услышать страшно. Но убегая от этого, мы так же убегаем от возможного решения. Очень часто, после рекомендации обратиться к врачу и прийти ко мне после консультации с ним, клиенты не приходят больше. Но я не могу об этом молчать, это необходимо, чтоб я, во-первых, понимала, с чем имею дело, а во-вторых, чтобы действительно моя работа имела пользу, что невозможно, если нужен постоянный прием медикаментов, а клиент их не принимает, ну и в третьих, для безопасности клиента (если есть аутоагрессивные тенденции) или моей собственной (чтоб клиент на меня внезапно не набросился).

Неэффективное лечение не повод не лечиться вообще. То, что психолог не помог, не повод не обращаться за психологической помощью.  Этот мир неидеален, и никто из нас не экстрасенс, так что нужно говорить о том, что не так, уточнять, спрашивать, искать. Сотрудничать. И, может быть, тогда наш мир, оставаясь таким же неидеальным, станет хотя бы немножко здоровее.


С наилучшими пожеланиями,
Анна Солонарь – практический психолог,
автор блога о психологии и психотерапии Here&Now


Комментарии

Популярные сообщения