Нюансы онлайн-работы с психологом (и не только онлайн)






Всегда, если есть такая возможность, я за очную терапию. Конечно, живой контакт однозначно лучше, и намного проще, в первую очередь, для меня самой в работе во многих отношениях. Однако, приходится исходить из того, что есть, и я все же думаю, что если очень нужна психологическая помощь, то лучше онлайн, чем ничего вообще.



Основные сложности работы онлайн связаны прежде всего с тем, что иногда бывают проблемы со связью. Но, если честно, в моем опыте таких случаев было крайне мало, со своей стороны я забочусь о наличии и доступности качественного интернета. Далее уже имеет место ответственность клиента - позаботиться о качестве связи со своей стороны.


Второй момент - конфиденциальность. Работая очно, я лично позабочусь о конфиденциальности процесса. Работая онлайн вы частично разделяете со мной эту ответственность - я со своей стороны обеспечиваю конфиденциальную обстановку, так, чтобы никто не мог увидеть вас и услышать наш разговор, но так же и клиент со своей стороны должен позаботиться о том, чтобы ему никто не помешал и не услышал то, о чем он говорит. Это я не могу контролировать и ответственность в этом месте лежит на клиенте.


Третий аспект работы онлайн - ограниченность в пространственных и телесных экспериментах. В большей степени это сложность для терапевта, так как необходимо придумать, чем их заменить. Сами по себе эксперименты так же возможны, просто обретают другую форму. На эффективность работы это не особо влияет.
Четвертый аспект - ограниченная зона видимости клиента терапевтом. Я могу не увидеть некоторых ваших телесных реакций. Если вы их осознаете, то можете сами сообщить мне об этом, иногда я могу сама интуитивно задавать о них вопросы, если это имеет значение. Однако, я буду в любом случае все равно видеть ваше лицо и слышать ваш голос, а это тоже достаточно информативно. Если где-то я буду не уверена в том, что вижу и слышу - я переспрошу вас об этом.
Пятый момент - невозможность телесного контакта между терапевтом и клиентом. Я не смогу вас обнять, взять за руку, подать салфетку или стакан воды. О последних пунктах вы должны позаботится сами, возможно, заранее приготовив их для себя.
Последний аспект - лично я не работаю онлайн с детьми и парами. Во всяком случае в данный момент, может когда-нибудь это изменится, когда я придумаю, как это качественно сделать.
При этом в работе онлайн есть свои плюсы:

✔️ Домашняя обстановка привычнее и может ощущаться как более безопасная и свободная. 
✔️ Вы можете работать из любого удобного и безопасного для вас места. Можно не прерывать работу во время отъезда в другой город.
✔️ Это безопаснее во время эпидемий, сложных погодных условий, когда вы плохо себя чувствуете. И удобнее, когда есть проблемы с транспортом и лимит времени. 


Что бы я порекомендовала клиентам сделать и учитывать при онлайн работе с терапевтом?


1. Позаботится о том, чтобы вы не были услышаны другими членами семьи. Выберите такое место, где никого кроме вас не будет и плотно закройте дверь. Попросите других членов вашей семьи не беспокоить вас. Если у вас есть маленький ребёнок, договоритесь с кем-нибудь из близких, чтобы за ним присмотрели на этот час.


2. Отключите звук в телефоне. Если вы будете работать с психологом с мобильного телефона, то так же поставьте блокировку входящих вызовов на время консультации, чтобы звонки не отвлекали вас и не сбивали работу приложения.


3. Позаботьтесь о качественной интернет-связи заблаговременно. Даже если вы пользуетесь для терапии ноутбуком или планшетом, на всякий случай, имейте под рукой телефон с мобильным интернетом. Также иногда имеет смысл позаботиться о наличии рядом с вами зарядного устройства.


4. Постарайтесь не ходить во время онлайн-сессии или сократить передвижения. Это мешает терапевтическому процессу и так же может создавать перебои со связью. Лучше установить гаджет в одном месте и сесть напротив.


5. Заблаговременно приготовьте себе салфетки и чашку с водой/чаем/кофе. Но есть во время сессии не стоит.


Так же делюсь руководством Американской Психоаналитической Ассоциации по организации сеттинга в дистанционной терапии в переводе и адаптации Евгения Гончарука:


"РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ СЕССИИ ДЛЯ КЛИЕНТОВ(Gillian Issacs Russell &Todd Essig)
Дистанционный сеанс психотерапии отличается от личной встречи клиента и терапевта. В то же время, дистанционный сеанс имеет мало общего с обычным телефонным разговором или онлайн встречей в Skype. Цель ниже приведенных рекомендаций − получить максимальную отдачу от дистанционных сессий. Каждая рекомендация − это попытка сделать удаленный сеанс как можно более похожим на личную встречу терапевта и клиента.


1.Самое важное − обеспечить приватность. Я делаю все возможное для этого, когда мы работаем в кабинете, но сейчас эта задача ложится на Вас. Пожалуйста, приложите максимум усилий, чтобы уединиться в таком месте, где Вас вряд ли подслушают или потревожат. Скорее всего, Вам придется просить окружающих уважать Вашу приватность. Например, их можно попросить на время сессии включить развлекательную программу в другой комнате или послушать что-то в наушниках. Также можно приобрести устройства, создающие белый шум.


2.Постарайтесь устроиться удобно, но не слишком. Насколько это возможно, постарайтесь расположиться так же, как вы сидите во время очной сессии. Лучше всего разместиться на удобном стуле или кресле. Рабочее место − если оно есть − подойдет идеально. Не стоит лежать в кровати или на диване, где  Вы обычно смотрите телевизор, равно как и  сидеть на полу или бродить по комнате или офису.


3.Поставьте коробку с салфетками рядом с собой. Если хотите, налейте себе стакан воды. Но избегайте перекусов или принятия пищи, даже если Вы находитесь рядом с кухней. Это можно сделать до или после сессии.


4.Пожалуйста, оденьтесь на сессию так, как оделись бы на нашу личную встречу. Даже, если во время телефонной сессии я совсем Вас не вижу, а в онлайн-сессии вижу Вас только выше пояса, реальность такова, что Вы знаете, что на Вас надето.


5.Выключите или переведите в спящий режим все девайсы, кроме того, который Вы используете для звонка, включая часы, ноутбуки, планшеты и телефоны. Если Вы используете смартфон или компьютер, закройте все программы,  кроме той, которую используете и, пожалуйста, отключите уведомления. Будет лучше, если Вы не будете держать девайс в руках, а установите его на специальный штатив и наденете гарнитуру. Если мы пользуемся только аудиосвязью, убедитесь, что положили смартфон экраном вниз. Если для аудиосвязи используется компьютер, пожалуйста, выключите монитор или полностью затемните экран.


6.Постарайтесь оставить себе дополнительное время перед сессией и после нее. 15 минут перед сессией лучше всего прогуляться по улице, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, можно просто бродить по комнате или сделать простую разминку. Поставить другую удаленную встречу, звонок или деятельность, связанную с фокусировкой внимания, впритык к сессии – плохая идея. Вам нужно время, чтобы отвлечься от суеты и настроиться на нашу работу. По окончанию сессии уделите  15 минут для того, чтобы пройтись или посидеть в тишине. Пауза перед погружением  в следующую активность даст время для ассимиляции полученного в сессии опыта.


7.Локация важна. Пожалуйста, старайтесь выходить на связь из одного и того же места на протяжении всего времени. Если это невозможно, то в начале сессии уделите пару минут описанию места, в котором находитесь. Я буду делать так же. Если Вам любопытно, где я нахожусь в момент онлайн-сессии − пожалуйста, спрашивайте.


Я понимаю, что эти рекомендации делают удаленную сессию менее удобной, но польза от них стоит затраченных усилий. И помните, мы проходим через это вместе."




Далее я бы хотела уточнить и напомнить важные моменты клиент-терапевтического взаимодействия (клиент-терапевтический контракт) в работе online (но не только):


В целом, они такие же, как и в работе при личной встрече, с некоторыми уточнениями и дополнениями:


1. Пунктуальность. И я, и вы выходим на связь четко в назначенное время. Не стоит этого делать раньше назначенного времени - я могу работать с другим клиентом или у меня будет перерыв. Но опаздывать так же не стоит. В случае опоздания время встречи не продлевается. 


2. Если мы с вами работаем онлайн, это не значит, что я могу проконсультировать вас в любое время. День и время консультации обсуждаются заблаговременно, так же, как и в случае с оффлайн-консультациями. И если вы видите меня онлайн в любой из соц. сетей (не во время нашей назначенной консультации), то это не значит, что я готова сию минуту вас консультировать. У меня может быть онлайн консультация с другим клиентом, могу быть занята личной перепиской, могу на пару минут между своими делами заходить проверять сообщения и т.д.


3. Заблаговременная отмена/перенос встреч. 
Даже если мы работаем онлайн, для отмены или переноса уже назначенной встречи лучше мне позвонить. В социальных сетях я могу пропустить ваше сообщение или не увидеть его вовремя. Перенос или отмена встреч осуществляется, как минимум, за 24 часа до консультации. Если вы меня не предупредили о том, что вас не будет, минимум за 24 часа до назначенного времени консультации, вы оплачиваете пропуск в размере полной стоимости консультации. Если вдруг я вас не предупредила заранее о переносе/отмене консультации, то следующая консультация осуществляется за мой счет (т. е., бесплатно для вас). Исключение для вас и для меня - единичные форс-мажорные обстоятельства. Так же и вы, и я, заранее предупреждаем друг друга о запланированных отпусках и отъездах. 


4. Своевременная оплата. В работе онлайн она производиться, как правило, до консультации, а не после. Я работаю онлайн только после 100% предоплаты. Минимум за 3 часа до консультации вы должны ее оплатить. 
Со временем стоимость моих консультаций может меняться, в связи с повышением для меня стоимости аренды офиса, моего обучения, еды, одежды и т. д. В любом случае, я предупреждаю об этом заранее - как минимум, за месяц. Таким образом, если вам не подходит новая цена - у нас остается время для того, чтобы экологично завершить нашу с вами работу по старой цене. Если вам ещё будет нужна психологическая помощь, я также могу вам порекомендовать для дальнейшей работы других своих коллег, цена работы которых, возможно, будет для вас более приемлема. 


5. Конфиденциальность. В работе онлайн также гарантируется конфиденциальность вашей личности и информации, которую вы мне сообщаете. Я так же, как и вы, забочусь о том, чтобы вы не были никем увидены и услышаны. Я не записываю на аудио/видео консультации без предварительной договоренности об этом с вами. Также я не приветствую запись консультаций клиентом, без предварительного уведомления меня об этом. 


Исключения в этом пункте могут составлять следующие моменты:
- Моя супервизия/интервизия - это значит, что для повышения своей квалификации и/или мониторинге качества моей работы я могу обсуждать клиентские случаи с компетентными коллегами. В любом случае, я делаю это так, что ваша личность не может быть опознана. Я предоставляю исключительно информацию о том, что происходит на наших сессиях, но анонимность вашей личности сохраняется (я не озвучиваю имя, фамилию, место жительства, контактные данные, дату рождения). Я могу рассказывать исключительно о вашей проблеме и о том, как я с ней работаю, уточняя только ваш пол и возраст. 

- Также я могу вести протоколы наших встреч. Они так же не содержат ваших данных, только пол и возраст - и схему нашей работы на консультации, ключевые моменты. Иногда я веду их исключительно для себя и могу перечитывать перед следующей встречей с вами или в целом смотреть динамику нашей работы, если она долгосрочная. Но так же иногда они мне нужны для более детального обсуждения с супервизором качества моей работы - на память не всегда стоит полагаться :) Супервизор также гарантирует конфиденциальность этой информации, более того, он не знает, о каком конкретно человеке идет речь - такие протоколы анонимны. 


- Анонимность нарушается только в случае, если вы представляете угрозу для других или самих себя - например, собираетесь совершить преступление или покончить с собой. В таких случаях, я обязана сообщать об этом в правоохранительные органы или вашим близким/родственникам. В случае суицидального риска я очень рекомендую вам и со своей стороны позаботится о себе - самому сказать об этом близким или обратиться дополнительно к психиатру - возможно, вам нужны антидепрессанты. В любом случае, работу с клиентами с суицидальным риском я продолжаю только после того, как удостоверюсь, что вы посещаете врача-психиатра. Если вы сделаете это сами, то анонимность вашего обращения ко мне не нарушается. В любом случае, я думаю, это в ваших же интересах.


Также мы можем договориться о том, здороваемся ли мы с вами при случайных встречах за рамками консультаций. В любом случае, наше общение за рамками консультаций будет ограничено приветствием или кратким диалогом на светские темы (не касающиеся нашей работы). Я ни в коем случае, без вашего желания, не буду сообщать окружающим вас или меня, что вы - мой клиент. Также я спокойно отнесусь к вашему решению не здороваться вообще, за рамками консультаций. 


6. Я не записываю на консультации "третьих лиц" - вашего совершеннолетнего ребенка, мужа, жену, маму, отца и т. д. Психологическая помощь осуществляется и эффективна исключительно на добровольной основе и личной инициативе клиента. 


7.  Я не работаю параллельно с членами одной семьи. Это значит, что если вы являетесь моим клиентом, я не могу в это же время так же индивидуально работать с вашим мужем/женой, родителями или совершеннолетними детьми. Это необходимо для того, чтобы ни к кому из своих клиентов я не относилась предвзято. Если запрос касается ваших отношений с этим человеком, то, в таком случае, я могу предложить вам парную терапию/консультирование. Однако, если я работаю с парой в длительной терапии, то тогда я не консультирую участников пары индивидуально по отдельности. Если это будет необходимо, я порекомендую других 2-х разных психологов для индивидуальной работы с каждым из пары. 


Исключение: работа с маленькими детьми чаще всего предполагает параллельную работу с родителями. Но я берусь работать индивидуально с ребенком и родителями одной семьи, только в случае, если нет прямого конфликта между ребенком и родителями. Это необходимо так же для того, чтобы избежать ситуаций, где я нахожусь на стороне одного из участников конфликта. В таких ситуациях лучше парные консультации/терапия родителя и ребенка. 


8. Процесс длительной терапии лучше завершать постепенно. В любом случае, даже если вы решили срочно и внезапно закончить нашу работу, то вы должны меня предупредить, что эта или следующая наша встреча - последняя. Это необходимо для качественного завершения нашей работы и ассимиляции результатов. 


9. Как происходит наша работа? В основном - это разговор. Иногда могут добавляться эксперименты - я попрошу что-то представить, сделать, сказать, изобразить, нарисовать и т. д. Вы можете не отвечать на мои вопросы и не соглашаться на предлагаемые мной эксперименты. Конечно, если вы все время будете отказываться - не уверена, что это как-то поспособствует продвижению нашей работы. Но моя главная просьба - это искренность. Вы не обязаны говорить все, но уж если что-то говорите, то говорите честно. Я не детектор лжи, чтобы угадывать, что правда, а что нет, из того, о чем вы говорите. Однако, я могу заметить нестыковки. Но ложная информация повредит в первую очередь вам самим - от этого наша работа, возможно, будет двигаться совсем не в нужном направлении и она затянется. 


Эти условия работы не являются абсолютно статичными - многие из них мы можем обсуждать, договариваться, изменять. Однако, некоторые из них, в любом случае, остаются неизменными. 


Клиент-терапевтический контракт не является официальным юридическим документом. Кроме того, в работе психолога и клиента есть много близких и теплых моментов, которые не отразят никакие правила и условия, те живые чувства и переживания, которые спонтанно возникают на границе контакта. Но контракт - это та основа, на которую и вы, и я можем опираться в нашем взаимодействии для того, чтобы оно действительно было как можно более продуктивным и ясным. Эти условия позволяют создавать и сохранять необходимый баланс между теплотой и сотрудничеством в наших отношениях, который важен именно для качественной психологической работы. 


С наилучшими пожеланиями, 
Анна Солонарь - практический психолог, автор блога о психологии и психотерапии Here&Now 

Комментарии

Популярные сообщения