Вспомнить - всё?



Иногда я перечитываю книги. И вот что я заметила: даже перечитывая книгу, которую я прочла относительно недавно - допустим, год назад, бывают места, которые я как будто читаю впервые. Конечно, общая мысль, идея книги, они не забываются, и на многих моментах уже все знакомо, но некоторые - как будто я только увидела. И еще думаю: "Какая классная мысль! Как я могла ее забыть, не обратить на неё внимание?"
И вот что я думаю о том, как это происходит. Мы обращаем внимание только на то, что отзывается здесь и сейчас. Тогда была одна жизненная ситуация, один настрой - я выхватила одно. Сейчас, в другой ситуации, с другим настроем - другое. Из этого выплывает следующее: все запомнить невозможно, и память избирательна, как и наше внимание. А из этого следует, что абсолютно подлинных воспоминаний нет. Мы всегда что-то не заметили, что-то забыли. Это, конечно, не новая мысль, это давно подтверждено наукой. Но, знаете, как всегда бывает, сухая информация не очень-то хорошо усваивается - нужно испытать это на практике, получить инсайт. В связи с этим, пытаться разобраться в причинах настоящего, одним лишь копанием в прошлом, как по мне, бессмысленно - мы все равно не вспомним все в точности так, как было, кроме того, чаще всего у нас уже есть какая-то "теория" относительно того, почему мы себя ведем тем или иным образом, и мы запросто можем подгонять под нее факты, вырванные из контекста. Может, память-то где-то и помнит все, но есть еще внимание - мы могли не запомнить, потому что не заметили изначально. А еще есть гордость. Гордость почти всегда побеждает память.

«Это было», — сказала Память. «Этого не могло быть», — сказала Гордость. И Память сдалась. © Фридрих Ницше
В общем, это одна из причин, почему я считаю важным работать  относительно настоящего. И то же прошлое "проигрывать" для того, чтобы проработать актуальный внутренний конфликт.

С наилучшими пожеланиями,
 Анна Солонарь - практический психолог, автор блога о психологии и психотерапии Here&Now 

Комментарии

Популярные сообщения