То, что не убивает

 


 

 "То, что нас не убивает - делает нас сильнее" © Ф. Ницше 


Я никогда не забуду ту зиму. Мороз и такой же леденящий ужас и беспросветная печаль внутри, я иду и вижу только снег под своими ногами в тяжёлых "инженерах". Безумная тоска, но больше не хочется ни кричать, ни плакать. Нужно жить, нужно бороться, нужно действовать. Каждый раз, когда становилось особенно невыносимо тяжело, я мысленно повторяла, как мантру: "Это сделает меня сильнее". И я шла дальше, боролась, жила, выжила и не сошла с ума.

Фразу Ницше о том, что то, что нас не убивает, делает нас сильнее, каждый может понимать по-своему. Где-то я соглашусь с ним, а где-то поспорю. То, что убивало, но не убило, может создать множество невротических реакций и даже безумие - и, как ни странно, это тоже механизм для выживания, психика выбирает лучшее из того, что для нее здесь и сейчас возможно, и да, иногда даже с виду очень нездоровое - это специфическое проявление здоровья, это просто лучшее из худшего, это единственный вариант адаптации.


То, что не убивает, может сделать сильнее. Оно создаст моральную броню в виде лишения чувствительности. Только вот беда, чувствительность теряется ко всему без разбора. Нельзя просто взять и перестать чувствовать боль, оставив себе только приятные ощущения. Таким образом, то, что не убивает, делает сильнее - но не счастливее.

То, что не убивает, делает сильнее? А что такое эта сила, вот, наверное, мой главный вопрос. Сила ли в том, чтобы перестать что-либо чувствовать? Если символически смерть - это уход, то безумие, болезнь, десенситизация, избегающее поведение и т. д. и т. п. - тоже, собственно, уход, бегство, не физическая смерть, но душевная. Для меня сила не в том, чтобы игнорировать свои чувства, а в том, чтобы как раз встречаться с ними и проживать их, оставаясь честным с самим собой, о том, что да - это случилось и я страдаю от этого, но я выдерживаю свои страдания, не убегая - ни в смерть, ни в безумие.

То, что не убивает - может убить каждого по-своему. Кто-то становится жестким и черствым, кто-то сходит с ума, кто-то сам начинает убивать. Для меня сила за пределами всего этого. Сильный тот, кого не убило и он остался человеком во всех бесконечных смыслах этого слова.

Сила в том, чтобы продолжать бороться, когда есть за что бороться, и уметь принять свое бессилие там, где мы не можем ни на что повлиять.

То, что не убивает, делает нас сильнее, когда находишь в этом новый смысл. И здесь мне рисуется метафора перерождения, хотя и в этом случае значит, что смерть наступила, все-таки убило, но ты трансформировался во что-то новое и более крутое, на уровень выше. Так что, может, порой, и стоит перестать быть сильным и дать смерти быть, если от нее не спастись, окончательно отчаяться (а, может, иногда в этом и есть сила?), ведь только после смерти возможно новое рождение.

Боль может создавать новые изощренные защитные механизмы, может довести до безумия, а может - внезапно - разрушить все лишнее, что было и принести выздоровление. Символически ты умираешь, но начинаешь жить по-новому, с новыми смыслами и возможностями. 


А, может, это и никакое не перерождение, а, наоборот - возвращение к началу начал?


"Мир может быть освобождён лишь тогда, когда жизнь возвращается к истоку, что символически представляется так, что жизнь возвращается на место своего происхождения, из которого она была взята". 

© Сабина Шпильрейн "Деструкция как причина возрождения" 


Ницше был гениальным, но безумным человеком, так что назвать его сильным мне сложно. Однако, его произведения и идеи не теряют от этого для меня своей ценности. И каждый раз, когда мне кажется, что я чего-то не выдержу - я делаю глубокий вдох и говорю себе: "это сделает меня сильнее", и - внезапно - выдерживаю. А сделало ли это меня действительно сильнее, на самом деле, не так уж и важно. Я жива и вроде как не сошла с ума, и это уже - мое главное достижение.


А в чем для вас заключается сила? И если что-то когда-то вас "убивало", но "не убило", стали ли вы от этого сильнее?


С наилучшими пожеланиями,
Анна Солонарь - практический психолог, 
автор блога о психологии и психотерапии Here&Now


Комментарии

Популярные сообщения