Как выдержать неопределенность




"Зрелость человека определяется тем,
как много неопределенности
он может выдержать".
© Карл Густав Юнг

Долгое время неопределенность была для меня крайне тяжелой. При этом, принятие решений для меня было тоже очень сложным. Впрочем, мне кажется, мне в какой-то степени нужна была неопределенность, я просто не понимала, что ею можно наслаждаться. Было убеждение, что определившись, я определяю что-то раз и навсегда и не могу этого потом изменить. Это выливалось во внутренний конфликт, который вызывал много тревоги, что провоцировало принятие не всегда разумных и взвешенных решений. Да и что можно ожидать от решений и действий, которые принимаются из принципа лишь бы "закрыть гештальт"?

Так вот, сейчас я думаю, что не стоит спешить закрывать все на свете гештальты, определяться с чем-то, если внутри вас окончательное решение ещё не созрело. Более того, я думаю, что вообще далеко не все гештальты необходимо закрывать. 

Так сложилось, что в моей жизни сейчас очень много неопределенности. Да, собственно, с этим коронавирусом и карантином много ли людей могут сказать, что у них все ясно и понятно. Конечно, есть тревога об этом, но мне постоянно тревожиться уже как-то надоело. 
Одно дело еще, если реально можешь на что-то повлиять и все зависит от тебя самого. Но мы существа социальные и во многом зависим не только от самих себя. 

В целом, почти в любой неопределенной ситуации, все же, можно найти что-то, в чем определенность есть. Что-то можно уже знать, что-то - прояснить в ближайшем будущем. Составить план А и Б. И быть готовым к тому, что в последний момент все может рухнуть, и, возможно, придется составлять еще третий план или спонтанно действовать по ситуации. 
Когда в моей жизни становится очень много неопределенности, я пробую представить, что неопределенность просто вращается вокруг меня, а я сама при этом остаюсь устойчивой даже в самом центре урагана. И с этого места созерцаю происходящее, давая ему быть таким, какое оно есть. В такие моменты я вдруг начинаю видеть в этой неопределенности даже некоторую красоту.

Если сложно определиться самому или невозможно повлиять на определенность чего-то во внешнем мире, то, порой, стоит просто остановиться и побыть в этой неопределенности. 
Со временем ее туман начинает рассеиваться и можно спросить себя:

Что я чувствую? 
Чего я хочу? 
Что я собираюсь делать? 

Неопределенность - это о чем-то в будущем, что не очень ясно. Соответственно, она вызывает чувства, направленные в будущее. Одно из них - это тревога. Но могут быть ещё другие - это интерес и надежда.

Если я не знаю, как будет, то практически все, что мне остается - это беспокоиться, интересоваться и надеяться. И когда я прохожу пласт тревоги, я могу обнаружить за ним много любопытства. Когда все заранее известно, то, конечно, спокойнее, но - не так интересно. И вот я учусь смотреть на неопределенность с заинтересованностью, и, возможно, даже каким-то азартом.

И, конечно же, остается надежда. Что я устою, выживу и со всем справлюсь, что бы там ни было. И что завтра, каким бы неопределенным оно ни было - все же наступит.

А как вы проживаете неопределенность? Какие чувства она у вас вызывает?

С наилучшими пожеланиями,
Анна Солонарь - практический психолог, 
автор блога о психологии и психотерапии Here&Now

Комментарии

Популярные сообщения