О клиент- терапевтических отношениях и контракте




Одним из важных начальных этапов долгосрочной работы с психологом или психотерапевтом является обсуждение клиент-терапевтического контракта. Это не официальный юридический документ, а, скорее, приглашение к обсуждению условий сотрудничества. 

Я уже не раз писала о том, что терапия в кабинете и жизнь вне ее - это не две разные точки, это части одного целого. Все, что актуально для вас в жизни, так или иначе проявится в терапии. В этом плане даже может быть не важно особо думать заранее о запросе. И вот что ещё - клиент-терапевтические отношения также так или иначе отражают актуальное для всей сферы отношений клиента в целом или с кем-то в отдельности. 

К чему я веду и как это связано с контрактом? Клиент-терапевтический контракт как раз и есть договоренность об определенных правилах на старте формирования клиент-терапевтических отношений. К нему не стоит относится легкомысленно, хотя он и не имеет юридической силы, но имеет большое терапевтическое значение и его соблюдение и обсуждение - такая же важная часть терапевтической работы, как и все остальное. Я бы даже предполагала, что чем более он соблюдается, тем больше вероятности получения пользы от процесса терапии, и не только потому, что так обеим сторонам проще работать, но также потому, что это все можно с таким же успехом привносить в другие отношения в своей жизни. К сожалению или к счастью, в терапии нет гарантий конкретных результатов, гештальт-терапия вообще ориентирована на процесс, а не цель (хотя это и не значит, что ваши цели не могут быть в ней достигнуты). Нет четких схем, инструкций и планов, ожиданий конкретных результатов, это, скорее, наблюдение, исследование и сопровождение, в ходе которого вы сами постепенно начинаете больше осознавать происходящее в своей жизни и принимать наиболее оптимальные для вас решения, которые терапевт знать априори не может. Внимательное отношение к условиям контракта в большей мере может позволить избежать или хотя бы уменьшить разочарования и недопонимание. И вот, сейчас я приведу, как пример, несколько выдержек из моего клиент-терапевтического контракта, а вы попробуйте примерить их на какие-либо другие отношения в своей жизни (опуская финансовый момент) и представить, как будет, если это соблюдать или нарушать, независимо от того, имеются такие договоренности или нет.

***

Отмена и перенос встреч. 

Как вы, так и я должны заранее предупреждать друг друга об отмене или переносе встреч. Перенос или отмена встреч осуществляется, как минимум, за 24 часа до консультации. 

Даже если мы работаем онлайн, для отмены или переноса уже назначенной встречи лучше мне позвонить. Я не всегда нахожусь в интернете, и даже находясь там, я могу пропустить ваше сообщение/звонок или не увидеть его вовремя.

Если вы меня не предупредили о том, что вас не будет, минимум за 24 часа до назначенного времени консультации, вы оплачиваете пропуск в размере полной стоимости консультации. 

Если вдруг я вас не предупредила заранее о переносе/отмене консультации, то следующая консультация осуществляется за мой счет (т. е., бесплатно для вас). Так проявляется наша взаимная ответственность перед друг другом. 

Исключение для вас и для меня - единичные форс-мажорные обстоятельства. Так же и вы, и я, заранее предупреждаем друг друга о запланированных отпусках и отъездах. 


Ожидания от процесса работы 

Как происходит наша работа? В основном - это диалог. Иногда могут добавляться эксперименты - я попрошу что-то представить, сделать, сказать, изобразить, нарисовать и т. д. Вы можете не отвечать на мои вопросы и не соглашаться на предлагаемые мной эксперименты, прямо и открыто говоря о том, что не желаете этого сейчас. Но, конечно, если вы все время будете отказываться - не уверена, что это как-то поспособствует продвижению нашей работы. 

Моя главная просьба - это искренность. Вы не обязаны говорить все, но уж если что-то говорите, то говорите честно. Я не детектор лжи, чтобы угадывать, что правда, а что нет, из того, о чем вы говорите. Однако, я могу заметить нестыковки. Но ложная информация повредит в первую очередь вам самим - от этого наша работа, возможно, будет двигаться совсем не в нужном направлении и она затянется или приведет совсем не к тому, что было бы для вас полезно. 

Я точно так же не обещаю полной откровенности со своей стороны. Но могу обещать честность и искренность.

Если в ходе работы что-то вызывает у вас непонимание, недоумение, смущение, недовольство и т.д., то я предлагаю обсуждать эти моменты напрямую со мной. Важно не забывать о том, что наша работа заключается не только в проработке определенного запроса, но также происходит непосредственно в нашем клиент-терапевтическом взаимодействии, в отношениях, которые между нами складываются. И их, в отличии от отношений со многими другими людьми, мы можем наблюдать, анализировать и обсуждать напрямую, честно и открыто.

Завершение долгосрочной работы

Вы имеете право закончить работу без объяснения причин в любой момент, если вы не желаете их раскрывать. Однако, стоит учитывать, что процесс длительной терапии лучше завершать постепенно. В любом случае, даже если вы решили срочно и внезапно закончить нашу работу, то вы должны меня предупредить, что эта или следующая наша встреча - последняя, а не просто исчезнуть. Это необходимо для качественного завершения нашей работы, подведения итогов и успешной ассимиляции того, что происходило в нашей работе.


***

Если это все обобщить, то речь идет о взаимной ответственности, открытом диалоге, участии, близости в условиях соблюдения личных границ каждого, искренности, прояснении вместо фантазирования, свободе выбора быть или нет в этих отношениях с прозрачным сообщением об этом в диалоге без молчаливого убегания или избегания. Само собой, все это непросто, но если оставаться в контакте, все это возможно, и тогда, по мере роста и развития клиент-терапевтических отношений, также растут и развиваются другие отношения в нашей жизни.



С наилучшими пожеланиями,
Анна Солонарь - практический психолог,
автор блога о психологии и психотерапии Here&Now

Комментарии

Популярные сообщения