обесценивание психологии




с большим интересом и противоречивыми чувствами я уже какое-то время читаю одного, внимание - просто! психолога. не психотерапевта. личность несколько скандально известная в узких кругах, и вот все через одного его называют психотерапевтом и обсуждают, что он там что-то, как терапевт, не так делает. а он в двухсотый раз говорит - я не психотерапевт, ребята! я - психолог! я не обучался ни в одном направлении психотерапии! я не провожу терапию, а разовые консультации, просто делаю это охуенно) у нас с клиентами не успевают и сформироваться клиент-терапевтические отношения. и все равно его обсуждают как психотерапевта) и вот я думаю, почему вообще все психологи как будто априори стали психотерапевтами?
психология постоянно подвергается каким-то нападкам и профанации. то это не наука, то каждый второй называет себя психологом, не имея психологического образования, а теперь я вот еще что замечаю - называть себя "психологом" даже в профессиональной среде стало как-то непрезентабельно, не модно, не трушно. психологическое консультирование - это низшая ступень, а вот - терапия, это вау, круто. и потому все внезапно стали психотерапевтами.

окей, у нас в стране психотерапевтом может называть себя только врач-психиатр, прошедший последипломную переподготовку по психотерапии, и этого типа достаточно - ни полноценного обучения в каком-то методе психотерапии, ни личной терапии, ни супервизии. такое конечно. в большинстве европейских стран - есть отдельно врачи-психотерапевты с мед. образованием, которые помимо терапии могут и диагноз поставить, и препараты назначить, и психологи-психотерапевты с психологическим образованием, которые занимаются исключительно talking cure, но там уже ко всем есть требования относительно личной терапии и супервизии. в любом случае, это второе образование, опирающееся на медицинскую или психологическую базу.

я думаю, это хорошо, что в профессиональных сообществах и в нашей стране опираются на европейские стандарты. но есть другая сторона - психотерапия из-за всей этой путаницы окутана таким туманом, что психотерапевтами называют уже себя вообще все кому не лень. окей, я не буду уже брать в счет тех, кто называет себя психологом и психотерапевтом, не имея даже диплома из психологического или медицинского ВУЗа, это уже вообще слишком. я раньше думала, зачем психологи пишут о себе "дипломированный психолог", ведь называя себя просто психологом, уже ясно, что есть диплом по психологии. а потом поняла, что далеко не у всех и не всегда, и, действительно, видимо, стоит уточнять. но, камон, если ты уже психолог, почему бы так себя и не называть? зачем придумывать, что ты - психотерапевт?

нет, просто психолог это банально, это вообще как будто пропускается мимо ушей и ничего само по себе не значит. наверное, всему виной те психологи, без диплома. я не спорю, что важно и еще обучение в каком-то направлении психотерапии, но и на одних психотерапевтах свет тоже как бы клином не сошелся. а психотерапией, кстати, психолог может заниматься, если уровень его подготовки ему это позволяет, а не только психодиагностикой и консультированием (хотя если грамотно это делать, то что в нем плохого). психотерапия является одним из направлений работы практического психолога. но это не делает психолога психотерапевтом. и вообще - зачем?
что-то осталось в восприятии такое, как будто психолог - это как-то несерьезно, как низшая каста тех, кто работает с психикой. на самом же деле все могут быть как хороши, так и не очень, тут вопрос компетентности и профессионализма вообще. просто у каждого своя сфера влияния и свои инструменты. иногда их нужно объединить и тогда нужно несколько разных специалистов.

я считаю свою подготовку в универе, пусть и не вышепилотажной, но вполне достойной. нас знакомили почти со всем, что есть, кто хотел - углублялся во что хотел еще. да, это не столько практика, сколько теория, но она важна. слово "психология" и переводится как "наука о душе", потому обучение даже практического психолога - это во многом все же научно-исследовательский процесс, хотя на практике понемногу мы тоже что-то пробовали и у нас были конкретно прикладные курсы, вроде арт-терапии, психодиагностики, психологического консультирования, технологий ведения тренингов etc, ну и непосредственно психологическая практика в разнообразных учреждениях. и я считаю, нас учили все это делать, настолько хорошо, насколько это было возможно, в заданных программой и временем рамках. но я бы и не обесценивала чисто теоретические предметы, потому что в итоге это все равно единая система. обучаясь сейчас на клинической специализации в гештальте, я понимаю, как мне помогает то, что у меня в универе читалась глубинная, клиническая и патопсихология. а какой огромный труд мы проделывали, когда работали над курсовыми и дипломами - сколько литературы перелопачено, именно так я узнала про Отто Кернберга, Нэнси Мак Вильямс, Ломброзо Чезаре etc, к работам которых я возвращаюсь сейчас тоже. пусть и несовершенные - но собственные экспериментальные практические исследования. 5 лет весьма насыщенного обучения о том, как работает наша психика (конечно, для тех, кто хотел учиться) - неужели это все настолько ничего не значит, что быть психологом уже как-то несерьезно?

да, терапевтическая работа глубже консультирования, но вообще-то не всегда и не везде нужно идти на глубину, да и одно другому не мешает, главное, чтоб это было уместно. я ловила и себя на том, что и в моем восприятии звание "психотерапевт" звучит как-то помасштабнее, чем "психолог", пока психотерапевтами не стали называть себя все на свете, или под психотерапевтами не стали подразумеваться все, кто работает с психикой, а просто психологи или психиатры как-будто куда-то исчезли. конечно, я поддерживаю профессиональное развитие как первых, так и вторых в психотерапевтическом направлении тоже, но это отнюдь не обесценивает того, что делают просто психологи и психиатры. а вот с этой массовой психотерапевтической истерией так и вообще, называться практическим психологом мне стало как-то намного приятнее. я ведь знаю, что стоит за моим словом "психолог".

Аня Солонарь, практический психолог

Комментарии

Популярные сообщения