Дети, гаджеты и истерики




Наш век, безусловно, пора новых технологий и гаджетов. Они присутствуют в нашей жизни, и, соответственно, в жизни наших детей. Само по себе это ни плохо, ни хорошо, это данность современного мира, в котором мы живем. А вот как это будет использоваться и влиять на нас и наших детей - уже другой разговор.
Сейчас мне бы хотелось уделить внимание одному из этих аспектов - просмотр мультиков и  использование планшетов/телефонов для развлечения (или отвлечения) маленького ребенка.
Сам по себе просмотр мультиков вряд ли несет какой-то вред для ребенка, как и, например просмотр фильмов для взрослых. Они могут даже быть полезными и выполнять развивающую функцию. Однако, здесь есть много нюансов.
  1. Возраст ребенка. Чем младше ребенок, тем меньше времени у него должен занимать просмотр мультиков. Детям до года это вообще нежелательно, никакой полезной функции они, скорее всего, не принесут - ребенок еще не воспринимает и не оценивает сюжет, и его бурная эмоциональная реакция не связана с содержанием  мультфильма, для малыша это просто набор звуков и мигающих изображений, который может вызывать разные эмоции, часто непредсказуемые.  Это может отрицательно воздействовать на нервную систему и зрение. Развивающие функции такое времяпровождение вряд ли будет исполнять, скорее, наоборот. Время, потраченное на мультики будет потерянным временем для развития. Конечно, иногда бывает так, что это единственный способ хотя бы на 5 минут оставить ребенка одного в комнате, когда это вам реально необходимо. Но не стоит забывать, что это только ваша потребность, а не необходимость для малыша. Ведь мультики, по-сути, выполняют временно заменяющую родителей функцию, но ребенку не нужно, чтоб вас заменяли, однако, иногда это нужно вам. По возможности, старайтесь придумать другие занятия для таких случаев или пусть это хотя бы занимает совсем непродолжительное время.
  2. Содержание мультфильма.  Ближе к году ребенка уже могут интересовать короткие мультики с простым, доступным его возрасту, содержанием. Он уже будет не просто хаотично  реагировать на быстро меняющиеся картинки, а сможет их понимать. Тогда просмотр мультиков может иметь какой-то смысл. Важно, чтоб сюжет был простой, короткий, не слишком динамический, без обилия изображений, слов и звуков, потому что иначе ребенок просто не будет успевать все это воспринимать. Слова и изображения персонажей должны быть четкими и понятными, музыка - спокойной. Хорошо, когда есть коротенькие песенки с легкой мелодией и простым текстом - их и потом можно вместе с ребенком разучивать и петь, а сюжеты из мультиков использовать для совместных игр. Ближе к 2-м годам малыши обычно уже хорошо следят за сюжетом, улавливают причинно-следственные связи, понимают речь персонажей. Старайтесь выбирать мультики с добрыми историями о простых и доступных пониманию вашего ребенка вещах и явлениях. Следите за тем, что бы что-то в мультике не вызывало в ребенке сильных деструктивных эмоций. Эти же критерии можно отнести и к сказкам/рассказам.
  3. Соотношение времени просмотра мультфильмов к другим занятиям ребенка. Если ребенок смотрит добрый, понятный ему мультик,  который захватывает своим сюжетом и приносит радостные эмоции - то в этом возможна и какая-то польза для ребенка и свободное время для вас. Однако, опять же, просмотр мультиков не должен занимать слишком много времени и заменять другие виды времяпровождения ребенка. Если вы достаточно гуляете на свежем воздухе и играете вместе, то тогда, конечно, 15-30 минут мультиков за день вряд ли как-то навредят ребенку. Но если это занимает по несколько часов каждый день, то этим вы уже можете тормозить развитие малыша, занимая мультиками время, которое он бы мог использовать для реального познания мира и испытывания эмоций вместе с любимыми родителями. Это, так же, в дальнейшем, может привести к развитию различного рода зависимостей.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что мультики не есть абсолютное зло. Они могут быть полезными и для ребенка, и для вас. В некоторых ситуациях они даже могут помочь вам там, где другие способы пока не работают или вы их еще не нашли. Есть просто некоторые нюансы, которые, по возможности, старайтесь учитывать.
Мультики, а так же игры на планшете/телефоне дают сильные впечатления и вызывают много эмоций у ребенка. Если таких впечатлений мало в реальной жизни, то гаджеты будут их компенсировать, и у ребенка может развиться зависимость. Потом уже сложно будет чему-то кроме таких виртуальных игр вызвать такие же яркие эмоции и впечатления. В таких ситуациях, после выключения мультика или забирания гаджета у ребенка может быть истерика. 
Что же делать в таком случае?
1. Собственный пример. Если ребенок постоянно видит вас с телефоном/планшетом в руках, то бессмысленно ожидать от него самого увлечения другими занятиями. Дети раннего возраста стремятся во всем подражать родителям и получают искреннее удовольствие, осознавая, что они делают что-то "как мама или папа". Вы можете таким образом заинтересовать ребенка любыми другими занятиями. Начните сами рисовать, играть с песком, танцевать, делать игрушечные представления и т.д., и, возможно, ребенок сам захочет к вам присоединится. Если вам нужно заняться какими-то домашними делами, можно попробовать предоставить и ребенку возможность это делать вместе с вами (готовите - дайте ребенку пустую кастрюлю и ложку, убираете - веник или тряпку и т.д.). Помните, сами по себе маленькие дети не могут подсесть на игры или мультики  - обычно их подсаживают на это их родители.
2. Предупредите истерику. Если ребенок игрался с планшетом или смотрел мультик, а потом вы резко все выключили или забрали - истерики, скорее всего, не миновать, даже если у ребенка еще нет зависимости. Такая ситуация может возникнуть и с любым другим занятием ребенка, в  котором его резко ограничили. Ребенок погружается в деятельность (пассивную или активную) и за секунду он не может спокойно переключиться (особенно, если это флегматик или меланхолик). Попробуйте представьте свою реакцию, если бы вы смотрели фильм, читали или вели переписку, а у вас резко забрали телефон, книгу или выключили телевизор. 
Как это сделать?
Во-первых, постарайтесь изначально не давать лишний раз гаджеты и не включать мультики, придумайте интересное занятие еще до того, как ребенок все это попросит. 
Во-вторых, если мультик уже включен или ребенок играет с планшетом, попытайтесь заинтересовать его другими видами деятельности ещё ДО того, как лишите его гаджета.
Как заинтересовать?
  • Если ребенок параллельно просмотру уже занимается чем-то другим, или очень долго смотрит, вместо того, чтобы резко выключить телевизор или планшет, можно еще перед этим поинтересоваться: "Ты уже насмотрелся? Чем бы ты хотел заняться? Может, будем собирать конструктор? Или что-то еще?"
  • Заранее предложить досмотреть до определенного момента/конца серии и т.д., а потом заняться чем-нибудь другим. Например: "Давай ты досмотришь этот мультик (серию мультика), а потом мы с тобой будем рисовать (почитаем, поиграем, соберем пазлы, пойдем на улицу и т.д.)". Таким образом, вы предоставляете ребенку время осознать, что мультик скоро будет выключен, чтобы он был к этому готов, но еще есть немного времени досмотреть  до какого-то логического завершения. И есть время выбрать занятие и переключится на новый вид деятельности.
  • Можно использовать собственный пример: займитесь сами тем, чем хотите заинтересовать ребенка, возможно, он сам отложит гаджет в сторону и к вам подключится.
  • Можете использовать любимые игрушки ребенка для диалога с ним. Например, возьмите любимую куклу и от ее имени обратитесь к ребенку: "Машенька, я одеваюсь и иду гулять/кушать/купаться/рисовать ты пойдешь со мной?" 
  • Предлагайте ребенку любое занятие как реально что-то интересное и захватывающее,  подробно описывая, что и как вы будете делать. Покажите яркие карандаши/краски/фломастеры (можете сначала сами что-то нарисовать, потом спросив: "хочешь рисовать вместе со мной?"),  покажите, как весело играть с кинетическим песком, как игрушки общаются между собой (можно самому делать небольшие спектакли, разыгрывать сюжеты из тех же мультфильмов или книг).  Можете включить музыку, детские песни и начать самой танцевать, приглашая ребенка к танцу вместе с вами. Покажите яркие книжки, водные раскраски,  наклейки и т.д., что и как со всем этим делать. 
  • Затем дайте ребенку время переключится, продолжая заинтересовывать его другими занятиями.  Можно задействовать тех же персонажей мультика: "Смотри, как они играют/прыгают/гуляют/рисуют, давай делать так же/то же, что и они".  Рано или поздно, ребенок, скорее всего переключится,  насколько быстро - во многом зависит от его индивидуальных особенностей, насколько он вообще медлительный или нет. 
  • После этого, когда малыш уже готов к другим занятиям или начал ими заниматься,  можете убрать планшет и выключить мультик.
3. Если все вышеперечисленное не помогает, не отчаивайтесь и продолжайте раз за разом реже включать мультики и больше заинтересовывать ребенка реальным миром. Очень важно ваше личное присутствие и включенность в процесс игры вместе с малышом. Со временем, видя, что он уже сам заигрался, можете ненадолго оставлять его самого, постепенно увеличивая это время. Именно так у ребенка будет развиваться воображение и самостоятельность, он будет учится сам придумывать себе игры и занятия.

Такими образом, существует очень много способов оторвать ребенка от мультиков и переключить его внимание на более полезные занятия и игры, избежав при этом истерической реакции. Иногда, конечно, все это может не помочь и истерика все равно случится. Это нормально и, скорее всего, с этим неизбежно придется столкнуться любым, даже самым идеальным родителям.  Особенно это актуально, если ребенок переживает кризис 3-х лет и таким образом он просто отстаивает свое Я и свои границы. Это может проявиться и в любых других ситуациях.
Не стоит самим впадать в панику при виде истерики у ребенка. Главное, осознавать что и почему происходит, с уважением и пониманием относится к занятиям и чувствам ребенка, не игнорировать его эмоции, отвлекая или оставляя его наедине со своими переживаниями, да и самим тоже важно не начать истерить в ответ. Дайте ребенку понять, что вы с ним, вы его любите и понимаете, что он чувствует, объясните, почему вы так поступаете и предложите альтернативы. В общем-то, это правило работает не только для истерик детей раннего возраста, но и более старших, в том числе подростков, да и со взрослыми людьми часто тоже. Давайте ребенку  свободу выбора, возможность делать самостоятельно то, что он хочет, даже когда это плохо получается. В конце концов он или сам попросит вашей помощи или у него действительно все получится. Ставьте строгие ограничения только в тех ситуациях, которые реально угрожают жизни и здоровью, попутно спокойно объясняя последствия такого поведения. А самое важное, помните, что главным примером и источником вдохновения для вашего малыша являетесь вы сами.


С наилучшими пожеланиями, 
Анна Солонарь  практический психолог,
 автор блога о психологии и психотерапии "Here&Now"



Комментарии

Популярные сообщения