Беседы с пустым стулом




Вся прелесть пустого стула в его пустоте. Туда можно посадить что угодно или кого угодно – мать, отца, жену, мужа, ребенка, психолога, терапевта, философа, болезнь, дом, машину, спичечный коробок... В любом случае, там оказываетесь вы или часть вас. Пустому стулу можно что-угодно сказать или сделать. С пустым стулом можно быть искренним, а можно играть в любые игры. Все-равно все эти игры в нашей голове.
Несмотря на всю кажущуюся шизофреничность данного процесса, работа с пустым стулом имеет свою, вполне объяснимую логику. Логику, которую можно понять, отбросив привычную повседневную логику. Наверное, сложно или даже невозможно это понять через абстрактные объяснения, нужно самому встретиться со своим пустым стулом.

На моем пустом стуле сейчас этот текст о пустом стуле.
Я: Черт, я не знаю, как тебя объяснить.
Пустой стул: Окей, позволь себе этого не знать.
Я: Я боюсь, что мои объяснения не достаточно понятны. Что меня неправильно поймут. И я всех только запутаю.
П.с.: Замени слово "всех" на "себя" и повтори.
Я: И я себя только запутаю...
П.с.: Ты боишься запутать себя.
Я: Да, наверное.
П.с.: Ты говоришь "наверное". Ты не уверена?
Я: Ни в чем нельзя быть уверенной на все 100.
П.с.: Но ты говоришь о себе, своих чувствах. Никто кроме тебя не может быть в них уверенным. А ты можешь.
Я: Да... Я могу быть уверенной. Я уверена, что боюсь запутать саму себя.
П.с.: Ты уже запуталась. Бояться поздно (смеется).
Я: Весь этот разговор - сплошная путаница.
П.с.: И что с того?
Я: Какой тогда в этом смысл?
П.с.: Не знаю, ты сама все это затеяла. Какой смысл ты хочешь найти?
Я: Ну, наверное, какую-то пользу. Хочу, чтоб мой текст мог быть интересен и содержателен. А не простой болтовней ни о чем.
П.с.: Это болтовня о тебе.
Я: Но я не хочу болтать о себе. Я хотела рассказать о тебе.
П.с.: Ты в любом случае говоришь о себе. Даже говоря обо мне. Ты ведь знаешь, как работает проекция.
Я: Значит, сопротивление бесполезно.
П.с.: Ты ведь знаешь, сопротивление - это часть работы.
Я: Да, точно. Мне становится смешно.
П.с.: Что тебя смешит?
Я: Мои собственные ловушки сознания. Моя глупость.
П.с.: Ты боишься быть глупой?
Я: Скорее всего.
П.с.: Ты редко отвечаешь просто "да". Ты опять не уверена?
Я: Я боюсь с уверенностью утверждать что-либо. Ведь если это окажется неправдой, то я останусь в дураках.
П.с.: Ты уже осталась в дураках.
Я: Точно.
П.с.:  И как тебе с этим?
Я: Теперь я чувствую уверенность.

Я не думаю, что реально стать самому себе полноценным психологом или психотерапевтом. Даже с огромным багажом знаний и опыта. Есть большая вероятность многое упустить из поля зрения. Однако, можно научиться замечать и осознавать свои защитные механизмы и при желании, работать с ними. Метод "пустого стула" может отлично помогать с этим, и это будет в каком-то смысле самотерапией, ведь по-сути, работаешь ты один. Не хватает только терапевта, который бы мог еще как-то влиять на процесс, поддерживать, дать обратную связь, следить за безопасностью. А этот момент очень важен. Можно, конечно, мысленно поставить еще один стул и посадить туда психотерапевта. Не знаю, что из этого выйдет, но было бы интересно. Помню, когда-то перед сном читала книгу о работе со снами в гештальте, а потом мне снилось, как я рассаживаю персонажей из сна на пустые стулья и во сне работаю со своим сном. Такая вот путаница) Но это было забавно.
Мне всегда казалось, что чтение книг о психологии и психотерапии дает в большей степени теоретическую подготовку, но не может давать терапевтичный эффект. Но в процессе чтения одной книги я изменила свое мнение. Итак, расскажу одну историю об этом.

Примерно лет с 10 я начала страдать от сильных головных болей. Все свои школьные годы я состояла на учете у невропатолога с диагнозом ВСД, мне делали какие-то процедуры, я почти все время принимала лекарства. Но эффект от лечения был довольно непродолжительный. Мне говорили, что это навсегда  вылечить невозможно. В 3 года у меня было сотрясение мозга, и мне казалось, что этот факт вполне может объяснять природу моих головных болей. Окончив школу, боли стали реже, но все-равно иногда были. Я решила, что, возможно, дело в том, что нагрузки стало меньше. В 20 лет, на третьем курсе, у меня случилось еще одно сотрясение и боли опять стали чаще и сильнее появляться.
Я тоннами пила обезболивающие таблетки. Но и они не всегда помогали. Нашла неплохого невропатолога, подобрал лечение, немного отпустило. Но опять - на время. Потом бывали дни без головной боли, бывало, что обезболивающее помогало, бывало, что нет. И даже изучая психологию, я была уверена, что это исключительно физиология, а не психосоматика.
На одной из супервизорских групп по гештальт-терапии я работала с девушкой, у которой в тот момент болела голова. Запрос был не об этом, но головную боль снять получилось. И тут я подумала: а почему я не могу сделать этого с собой?
Вечером, после группы у меня разболелась голова. Муж купил мне таблеток, но я решила не спешить их пить. Тогда я как раз читала  "Практику гештальт-терапии" Перлза, и вспомнила одно упражнение из книги. Я сделала его.. И боль прошла! Более того, она не только прошла в тот момент, она стала реже возникать. И даже когда возникала, я научилась достаточно быстро с ней справляться. Голова перестала болеть и тогда, когда всегда в 100% случаях болела, например, утром, когда проснусь.
Конечно, мне помогла не только сама эта книга. Но вот что интересно, с тех пор, каждый раз читая Перлза, если у меня болит голова, то боль проходит.
Вот так вот, человека уже давно нет в живых, а он до сих пор работает.
Вообще чтение Перлза меня очень расслабляет и вдохновляет. Легкая, непринужденная манера изложения, часто хаотичный ход мыслей, откровенность, самоирония... Все это создает ощущение рядом живого, настоящего человека, со своими достоинствами и недостатками. И вот, я могу посадить Фрица Перлза на пустой стул.

Я: Привет, Фриц.
Фриц: Привет. Что ты чувствуешь?
Я: Мне странно тебя здесь видеть.
Ф: Мне не менее странно здесь находиться. Зачем я здесь?
Я: Я думаю, ты неплохой собеседник.
Ф: О чем ты хочешь поговорить? Я не хочу заниматься пустой болтовней.
Я: Мы уже этим занимаемся. Давай поговорим об этой пустоте.
Ф: Тогда уже лучше молчать о пустоте.
Я: Давай помолчим.


На пустом стуле сидит Фриц Перлз и молчит о пустоте. Мне больше нечего добавить. Эта пустота прекрасна. Я наслаждаюсь ей.



С наилучшими пожеланиями, 
Анна Солонарь  практический психолог,

автор блога о психологии и психотерапии "Here&Now"

Комментарии

Популярные сообщения