"Не балуйся!"
Когда я слышу
на детских площадках, как родители говорят своим детям (2-3 лет) фразу «не
балуйся!», я впадаю в глубокое недоумение. Интересно, как же ребенок раннего
или младшего дошкольного возраста может не баловаться? Конечно, можно понять
эту фразу в контексте «не балуйся, когда ешь» или «не балуйся, когда мы
переходим дорогу» (хотя и в этих случаях лучше перефразировать), но как не
баловаться в процессе игры? Да и что вообще считать баловством? Под баловством
обычно подразумеваются шалости, озорство, обращение в шутку чего-то серьезного.
И все это – сама суть детства, естественное проявление детской
непосредственности. Для маленького ребенка еще нет понятия серьезности
чего-либо, и то, что ребенок все воспринимает как игру или шутку – совершенно
нормально. Кроме того, чувство юмора у детей говорит о развитом интеллекте и
чувстве психологического комфорта. И когда ребенок балуется, он находится
в максимально естественном для своего возраста состоянии.
Да, бывает такое, что что-то делать нельзя,
потому что это может как-то навредить ребенку или окружающим. Но просто слова «нельзя,
а то получишь» или «не балуйся», никаким образом не объясняют причину того,
почему нельзя. А если нельзя просто потому, что потом накажут, то ребенок может
и послушать, но исключительно из страха, а не потому, что он понимает, почему
есть определенное правило и его нельзя нарушать. Соответственно, если
запреты ничем не аргументируются, кроме угроз, то ребенок это понимает как «нельзя,
потому что накажут, но если никто не увидит, то не накажет, и тогда можно».
Отсюда, в дальнейшем, высокая тревожность, нерешительность, склонность ко лжи и
т.д. Маленьким детям очень важно объяснять причинно-следственные связи, но на
доступном для них языке. И когда детям нужно действительно объяснить важность
чего-либо, то в объяснениях желательно не грузить ребенка нравоучениями или
сложными логическими конструкциями, а наглядно показать или разыграть
ситуацию, обратиться к чувствам, образам и воспоминаниям:
- «А помнишь, как тебя толкнул Вася, ты упал, и тебе было очень больно и обидно? Вот когда ты толкаешься, то другие чувствуют тоже самое»;
- «Помнишь, вчера ты по колено залез в лужу, промочил ноги, и было неприятно, нам пришлось быстро идти домой? Давай сегодня ты не будешь так делать или наденем резиновые сапоги, если хочешь подольше погулять»,
- Конечно, лучше всяких объяснений действует личный опыт. Но если в реальности это очень опасно, то такой опыт ребенок может прожить в игре, прослушав сказку, посмотрев тематический мультик и т.д. В этом моменте так же важно не переборщить и не запугать ребенка негативными последствиями, не преувеличивать опасность (яркий пример таких преувеличений и запугиваний это "Мойдодыр" Корнея Чуковского – настоящая инструкция о том, как воспитать тревожного ребенка).
Ясное дело,
что за любыми родительскими ограничениями лежит в первую очередь страх за
детей. И в этом месте желательно остановиться и задуматься:
· Что самое страшное может произойти, если это
разрешить?
· Какая вероятность того, что это произойдет?
· Можно ли вообще избежать пугающего меня
последствия, даже если ребенок всегда будет следовать правилу?
· Что нежелательное этот запрет ограничивает и
что полезное он тоже может ограничить?
· Что самое страшное может произойти, если
ребенок всю жизнь будет следовать этим ограничениям?
· Какой посыл несет этот запрет, и какое
качество он воспитывает?
· Будет ли полезно это качество ребенку, когда
он вырастет? Чем?
· Возможны ли ситуации, где можно не
следовать этому запрету?
· Возможны ли определенные условия, при которых
такого запрета не будет Реально ли их создать?
· Чего я хочу добиться соблюдением этого правила?
Какое чувство испытать или не испытывать? Испытываю ли я его в других
ситуациях? Как часто?
И так далее.
Ограничения и
правила, безусловно, должны быть. И вот можно вывести такие правила о правилах:
· Ограничения и запреты должны быть четкими и
понятными, важно убедиться, что ребенок вас понял, а если не понял, продолжать
разными доступными способами объяснять.
· Ограничений, запретов и правил не должно быть
слишком много. Малыш просто напросто их не запомнит.
· Правило соблюдается всегда и со всеми. Если
один родитель разрешает, а другой запрещает, у ребенка возникает внутренний
конфликт. Как следствие – не слушает, капризничает, истерит и т.д.
· Наказывать за невыполнение правила можно
только тогда, когда правило было сформулировано заранее и понято ребенком (до
нарушения) и было озвучено соответствующее наказание за его невыполнение.
· Наказание ни в коем случае не должно быть
физическим или вообще как-либо унижающим ребенка.
· Поощрение часто действует не хуже наказания,
и наказанием может являться просто отсутствие поощрения.
· Желательно, чтобы наказания/поощрения имели
понятную причинно-следственную связь с правилом («ты не убрал игрушки, значит,
теперь мы не сможем побегать/потанцевать, потому что свободного места на полу
нет» или «как здорово, что ты убрал игрушки со стола, теперь мы можем там
порисовать»).
· Привлекать ребенка к составлению правил.
Помнить о том, что он тоже имеет право на свои правила. Обсуждать их. Соблюдать
их.
· Ребенок подражает родителям. Так что, главное
– самим соблюдать требуемые правила и ограничения (мыть руки, не есть в
постели, переходить дорогу в положенном месте, не перебивать, не врать,
не бить и т.д.)
· Задуматься, насколько реально
выполнение этого правила ребенком, учитывая его возраст и индивидуальные
особенности (требование быть более размеренным и сосредоточенным для холерика
или ругать за медлительность флегматика, меланхолика за плаксивость, сангвиника
за озорство)?
· Правила можно записывать и придумывать для
каждого символические рисунки. Развесить их дома в нужных местах.
Ну и в конце
концов, если ничего опасного в поведении ребенка нет, а вы просто боитесь
осуждения окружающих или встречи со своей тревогой – то вперед на личную
психотерапию.
С наилучшими пожеланиями,
Анна Солонарь – практический психолог,
автор блога о психологии и психотерапии "Here&Now"
Комментарии
Отправить комментарий