Встреча с психологом: ожидания и реальность
Владимир Куш "Забытые очки" |
Наверное, у каждого есть свои ожидания, относительно того, каким должен быть тот или иной специалист. Вариантов
того, каким люди могут представлять себе даже внешне «правильного» психолога
может быть миллион. Для кого-то он должен быть непременно мужчиной фрейдовской
внешности и иметь кушетку в кабинете. А кто-то представляет себе психолога
только в возрастной категории 40+ (или какой-либо другой возрастной категории).
Некоторые не могут себе представить очень худого или полного психолога, для
одних людей он должен быть непременно в белом халате, для других в офисной
одежде, для третьих – одеваться в этническом стиле и т.д. Кому-то недопустимо,
чтоб психолог имел вредные привычки, а у кого-то это может наоборот вызвать
больше доверия. Для одних людей психолог
представляется очень спокойным и размеренным, а для других – энергичным и
деловитым. Кто-то считает, что психолог обязан быть отстраненным и
безэмоциональным, а кто-то ожидает, что психолог будет эмоционально откликаться
на все, о чем говорит клиент.
Возможно, я не соответствую многим таким ожиданиям о том, каким должен быть психолог. Мне 26 лет (которые мне и то не всегда дают), худощавое подростковое телосложение и маленький рост, я не фанат слишком серьезной одежды и могу прийти на консультацию в рваных джинсах, "косухе" и кедах, и (о, боже!) у меня есть татуировки. Я не изображаю из себя всезнающего гуру, не делаю вид, что вижу всех насквозь и сходу могу все рассказать о прошлом человека, и не даю ложных надежд, что все проблемы решатся через час после того, как клиент вошел в кабинет. И, знаете, для детей, подростков и многих взрослых все это неважно, они доверяют мне именно такой, какая я есть, не сомневаясь в моих профессиональных знаниях и качествах. Но также есть те, кто ожидал увидеть совсем другую картинку, и они, уже с первого взгляда, начинают относиться ко мне предвзято, с разочарованием и недоверием.
Как известно,
для успешной терапии нужен определенный баланс поддержки и фрустрации (да-да,
она тоже терапевтична, и очень помогает снять пелену с глаз). Но в таких
случаях, с фрустрацией клиенты сталкиваются уже с порога, и это разочарование
часто не дает увидеть поддержку и возможность реальной помощи. И, как следствие – прийти на
следующую консультацию.
Давайте
попробуем представить себе обратную ситуацию. Вот, например, у меня, как
психолога, тоже будут свои ожидания от клиента. Что он будет сразу различать,
понимать и четко мне озвучивать свои чувства и потребности, понимать
профессиональную терминологию, всегда и без сопротивления соглашаться на все
предлагаемые мной эксперименты и т.д. А если этого нет, то можно и
повозмущаться, что ж это он к психологу шел, и не подготовился (хотя некоторые
клиенты действительно предполагают, что, возможно, нужно как-то специально
готовиться к встрече и извиняются, что не знали, как это
сделать). Но реальность в том, что, скорее всего, такое понимание собственных
психических процессов и состояний будет только в случае, если клиент сам
психолог, да и то, не всегда.
Мы все имеем право свои на ожидания. И, так же, имеем полное право не
соответствовать ожиданиям других. Вопрос в том, насколько они конструктивны.
Как психолог, я имею право ожидать уважительного отношения, своевременной и
полной оплаты, заблаговременного предупреждения о переносе/отмене встречи,
соблюдения временных рамок консультации. Клиент имеет право ожидать от меня
наличие профессионального психологического образования, гарантию анонимности,
так же предупреждение о переносе/отмене консультации, безоценочное восприятие,
уважение к личности и т.д. Все эти ожидания – конструктивны, они описаны в
Этическом кодексе психолога и обсуждаются при заключении
клиент-терапевтического контракта.
Однако, нет
никаких обязательных требований к психологу, как специалисту, относительно
того, какого пола или возраста он должен быть, как выглядеть, какой образ жизни
вести, чем увлекаться, иметь семью или нет, какой религии придерживаться, или вообще
быть атеистом. Возможно, для конкретного человека будет очень важным
соответствие психолога каким-либо определенным параметрам, но по факту, на
профессионализм специалиста это все никак не влияет. Скорее, это касается в
большей степени наших субъективных ощущений, благодаря которым определенные
люди спонтанно вызывают у нас доверие или недоверие, что, в свою очередь, может
влияет на степень открытости рядом с тем или иным человеком. И, конечно, чем
выше этот уровень доверия к специалисту, тем более открытым будет клиент, и тем
проще и, скорее всего, успешнее будет продвигаться работа.
Здесь так же
нужно разграничить: я не доверяю, потому что сомневаюсь в соответствии
специалиста требованиям, предъявляемым к представителям данной профессии; не
доверяю, потому что он не соответствует моим собственным стандартам и
ожиданиям; или недоверие вызвано психологическим дискомфортом рядом с этим
человеком. Первый пункт достаточно легко проверить, как минимум увидеть диплом
специалиста о наличии соответствующего образования и убедиться в его
подлинности, узнать, не имел ли психолог проблем с Этическим комитетом и т.д.
Второй пункт – работа с собственными предубеждениями, с этого, собственно,
можно и нужно начинать работу с психологом, если такой пунктик есть. И третий
пункт – если по какой-то непонятной причине, не связанной с вышеперечисленными,
нахождение рядом с психологом вызывает сильный психологический дискомфорт (не
просто тревога от неизвестности, что будет на консультации или встреча с
собственными сильными переживаниями в процессе работы), то, в этом случае,
возможно лучше будет поискать другого специалиста, который будет вызывать
больше доверия, и на консультации с которым вы себя будете комфортнее
чувствовать. Однако если такие ощущения постоянно возникают, даже при
многократной смене психологов, эти чувства уже и есть первая главная тема для
работы. Ведь если что-то является преградой для терапевтического процесса, то
это и есть сигнал о том, что в этом месте как раз терапия и нужна.
Комментарии
Отправить комментарий