Что стоит за подростковыми суицидами?



Проблема суицидальности настолько древняя и глубокая, что поиск её истоков в каждом конкретном случае и способов решения тоже может занять достаточно продолжительное время. И, к глубочайшему сожалению, стоит признать, что даже привлечение многих высококвалифицированных специалистов (психиатров, психотерапевтов, психологов, педагогов, социальных работников) не всегда может предотвратить суицид. Причины суицидальности могут быть настолько глубокими и так прочно укорениться в психике человека, что работать с ними и поддерживать в суициденте желание жить может занять всю его жизнь. Однако это не значит, что стоит опустить руки и ничего не делать. Все же, благодаря своевременному обращению к специалистам, можно много достичь. Лучшим вариантом будет психопрофилактика, обращение за помощью не тогда, когда уже были попытки суицида, а изначальная работа с теми особенностями человека, которые могут вызвать суицидальные намерения.


Глубинной причиной суицидальности традиционно принято считать аутоагрессию. Зигмунд Фрейд называл её защитным механизмом "поворот против себя". Это значит, что когда возникает злость, которая не может признаваться или быть выплеснута наружу, она никуда не девается, а меняет вектор направления, и с объекта злости переводится на самого себя. И тогда, вместо злости на других, человек испытывает чувство вины или стыда. Что мы хотим сделать, если злость достигает очень высокого уровня? Наказать. Это может сопровождаться непосредственно физической агрессией. Когда человек испытывает чувство вины, то происходит то же самое. Только наказывает он самого себя. Это может проявляться в осознанном или бессознательном нанесении физических самоповреждений. И крайнее проявление злости – желание смерти обидчику. В случае с аутоагрессией – это желание покончить с собой.
Главная особенность нашей психики – стремление всегда и во что бы то ни стало защитить себя. И как это ни парадоксально, но попытка суицида тоже является стремлением обезопасить и защитить себя. Если человека пытают, то когда он не может устранить того, кто над ним издевается,  он скорее захочет сам умереть, чтобы не испытывать мучения. Точно так же с моральной, душевной болью – человек стремится к смерти, чтобы не испытывать страданий. И суть не в том, что он вообще не хочет жить, он не выносит жизнь в том виде, в котором она у него есть, и смерть воспринимается как облегчение, конец мучений.
Следует заметить, что нельзя поставить абсолютный знак равенства между суицидальностью и аутоагрессией. Несмотря на причинно-следственную взаимосвязь этих понятий, все же, это разные явления. Например, очень вспыльчивый и агрессивный человек далеко не всегда и не обязательно будет являться потенциальным убийцей, точно так же и тот, у кого обостренное чувство вины и высокий уровень аутоагрессии не всегда будет являться потенциальным самоубийцей. Однако, среди тех, кто убивает или наносит физический вред окружающим, почти всегда будет повышенный уровень агрессии – прямой или скрытой. Так же, не у каждого человека с аутоагрессивными тенденциями будут возникать суицидальные намерения, но почти у всех суицидентов отмечается повышенный уровень аутоагрессии. Исключения и в первом и во втором случае  –  аффективные состояния, которые в редких случаях могут возникнуть в опасной для жизни ситуации. Однако, сам факт того, что в состоянии аффекта одни люди склонны направлять агрессию на внешние раздражители, а другие на самих себя, тоже указывает на  вектор направленности агрессии.
Когда на нас нападают, злиться и, как следствие, защищаться – вполне здоровая реакция, обеспечивающая наше выживание. Но если в психике сформирован жесткий запрет на злость, то в поисках способа её проявить и обезопасить себя мозг выдает нездоровую реакцию – самообвинение и самоустранение.
За выражение злости наказывает общество, и иногда безопаснее спрятаться за чувством вины – тогда человек наказывает себя сам.  Самым конструктивным вариантом будет осознанное и  своевременное проживание чувства злости в контексте вызвавшей её ситуации – тогда злости не накопится столько, что человек, долго державший своё недовольство в себе, наконец не выдержит, и выплеснет его наружу в деструктивном виде, представляя  угрозу для себя или окружающих.
Так же, хочу заметить, что из всего вышесказанного, не следует то, что нужно искоренять чувство вины вообще. Адекватно развитое и конструктивно проживаемое чувство вины необходимо человеку и обществу, для понимания своих ошибок и устранения последствий. Чувство вины конструктивно в том случае, когда есть прямой и объективный вред, который нанес человек и он, осознавая это, чувствует себя виноватым. Однако чувству вины должен быть дан конструктивный выход: осознавание своей ошибки, извинение, исправление последствий или действие, возмещающее ущерб, избегание такой ошибки в будущем. Просто застрявание в чувстве вины не приносит пользы ни провинившемуся человеку, ни тому, перед кем он виноват.
Какие есть возможные причины формирования аутоагрессивных тенденций? 
  • Родительские установки, запрещающие чувствовать злость: "злиться плохо", "нельзя злиться", "как тебе не стыдно злиться" и т.д.
  • Установки, поощряющие  развитие необоснованного чувства вины и стыда или неконструктивного их проживания: "ты должен чувствовать себя виноватым", "это все ты виноват", "как тебе не стыдно".
  • Обвинение ребенка во всех его и родительских проблемах: "ты сам во всем виноват", "это все из-за тебя".
  • Частое морализаторство и нравоучения.
  • Чрезмерная фиксация на ошибках, проступках.
  • Непринятие извинений.
  • Критика самой личности, а не ее поступка: "ты плохой", "как таким можно быть".
  • Постоянные угрозы и шантаж в адрес ребенка,  запугивание.
  • Физическое и моральное насилие – способствуют развитию характера по садистическому или мазохистическому типу: «или я буду так же издеваться над другими, или я полюблю эту боль, так как люблю тех, кто мне её причиняет» (и в дальнейшем чувство любви и боли будет взаимосвязанным).
  • Родительское самобичевание.
  • Передающиеся родительские суицидальные установки: " теперь можно и умереть", "лучше бы я умер", "не могу так жить", «вот меня не станет – тогда поймете, узнаете» и т.д.
  • Установки, провоцирующие самоуничтожение ребенка: "лучше бы ты не рождался", "лучше бы тебя не было", "ты такой мне не нужен" и т.д.
Суицидальность так же тесно связана с нарушением самовосприятия, самопринятия и самооценки. Что вызывает эти нарушения?
  • Условия любви "вот таким я тебя люблю, а таким нет".
  • Сравнения с другими.
  • Чрезмерная критика, завышенные требования  и постоянное недовольство ребенком.
  • Акцентирование внимания на недостатках, на том, что не получилось, с игнорированием достоинств и успехов.
  • Оценивание личности ребенка, а не его поступков.
  • Непринятие индивидуальных особенностей  ребенка,  попытки его "переделать", обвинение в том,  что он не соответствует родительским ожиданиям.
  • Не принятие ребенка в разных эмоциональных состояниях и т.д.
Еще один из аспектов, влияющих на формирование суициальности – это непосредственно склонность к депрессивным состояниям.
Что вообще правильно называть депрессией? Ведь очень часто депрессию путают с проживанием чувства печали. И хотя депрессия подразумевает печаль, всё же, она включает не только её. Печаль – это чувство, а депрессия – состояние, и характеризуется ещё многими особенностями. Само слово «депрессия» происходит от лат. deprimo  –  «давить», «подавить» и, соответственно, этим термином обозначается  психическое расстройство, основными признаками которого являются пониженное настроение, снижение или потеря способности получать удовольствие.
Как понять, что у подростка депрессия?
Можно выделить следующие общие признаки депрессии:
  • Сниженное настроение
  • Нарушения концентрации
  • Заторможенность мышления и движений
  • Повышенная утомляемость, вялость
  • Пассивность и безразличие, ребенок ничего не хочет делать, ничем заниматься, ни с кем не хочет общаться, может длительное время просто лежать и смотреть в потолок
  • Утром самочувствие и настроение обычно хуже, чем вечером (так же большинство суицидов совершаются ранним утром)
  • Снижение или отсутствие интереса к противоположному полу у подростков и взрослых с начала полового созревания
  • Тяга к уединению, отсутствие или снижение интереса к общению и времяпровождению со сверстниками
  • Резкое снижение или отсутствие аппетита
  • Сильное снижение массы тела
  • Прекращение менструаций у девочек
  • Повышенная сонливость, хочет спать и не просыпаться
  • Учащенное сердцебиение
  • У ребенка может хуже получаться то, что обычно удается очень легко
К признакам депрессии так же можно отнести повышение желания плакать. Однако, это более характерно для легкой депрессии. Часто, встретившись со своей грустью и выплакав свои переживания, становится легче. В случае если ребенок почти круглосуточно лежит и плачет, пока не заснет, а после пробуждения сразу же опять начинает плакать – это уже тревожный сигнал о том, что депрессия затянулась, здесь мы уже можем говорить о депрессии средней степени. Но на самом высоком уровне депрессии слёз уже может не быть, они как бы «закончились», как и другие эмоциональные реакции, наступает полная апатия.

На формирование склонности к депрессивным состояниям (помимо всего вышесказанного о чувстве вины и самопринятии) ещё так же могут влиять:


  • Неблагополучная атмосфера в семье: ссоры, конфликты, алкоголизм/наркомания родителей  и т.д.
  • Длительное отсутствие родителей, недостаток внимания с их стороны.
  • Стрессовые ситуации и сильные эмоциональные потрясения: переезд, смена школы, развод родителей,  неудачный сексуальный опыт, физическое/сексуальное насилие над ребенком или в его присутствии, болезнь ребенка или его родителей, смерть близких и т.д.
  • Игнорирование чувств ребенка, отрицание важности его переживаний, отсутствие поддержки и понимания.
  • Длительное неудовлетворение или игнорирование актуальных потребностей ребенка.
  • Наследственная предрасположенность к депрессивным состояниям.
  •  Меланхолический тип темперамента.
  • Пессимистичный настрой родителей.
  • Большое количество запретов и ограничений.
  • Отсутствие четкой системы в воспитании, противоречивые, неоднозначные требования у родителей.
  • Сильная загруженность учебой, переутомление, недосыпание.
  • Гормональные сбои, повышенный или пониженный уровень выработки определенных гормонов.
  • Побочные действия некоторых медикаментов.
  • Недостаток определенных витаминов и микроэлементов.
  • Длительная болезнь ребенка (может быть как причиной, так и психосоматическим следствием депрессии).
  • Запрет на проживание радостных чувств: "рано радуешься", "кто сильно смеется, тот потом будет плакать", "надо быть серьезнее" и т.д.
  • Недоверие и подозрительность к ребенку со стороны родителей.
  • Недостаток любви, заботы и принятия.
Это ориентировочный, но далеко не полный список того, что может вызывать депрессию, непринятие себя и аутоагрессивные тенденции, что, в общем, влияет на формирование суицидальных наклонностей. Однако, отталкиваясь от этой информации, можно не допустить многих ошибок в воспитании ребенка, вовремя предупредить негативные последствия действия других факторов, работать над исправлением того вреда, который уже был нанесен, пока суицидальные намерения еще не возникли.

Что делать и чего не стоит делать, если есть подозрение, что у ребенка депрессия?
  • Не осуждать, не обесценивать и не критиковать состояние ребенка, даже если вам кажется, что оно возникло на ровном месте.
  • Не заставлять ребенка в депрессии подавлять свою грусть, брать себя в руки и играть роль веселого человека.
  • Проявляйте инициативу (но не заставляйте!), предлагайте ребенку что-нибудь новое, интересное, необычное: посещение мероприятий, путешествия, семейный отдых за городом, просто поход в кино, кафе или на концерт его любимой группы.
  • Дать ребенку понять, что он имеет право грустить, и вы его принимаете в этом состоянии и готовы его слушать и слышать, если он хочет с вами поделиться своими переживаниями.
  • Не говорите подростку, что он «слабак» (так же могут говорить и манипуляторы – не слабо ли ему покончить с собой), что «нужно собраться», «не ныть» и т.д.  В таком случае, подросток, скорее всего ещё сильнее закроется и будет чувствовать себя каким-то «ущербным» и неполноценным, раз он испытывает такие переживания. Дайте ему понять, что его чувства нормальны, вы его понимаете и готовы его принять в любом состоянии, поговорить о волнующих его вещах. Но если он не хочет или не готов вам открыться – не заставляйте делать это.
  • Дайте ребенку возможность погрустить так, как он хочет: побыть одному, полежать, поплакать и т.д. Но в тоже время дайте ему понять, что вы будете заботиться о его безопасности в этот период.
  • Если контакт с ребенком нарушен, и он вам совсем не доверяет, ничего не хочет рассказывать, то по возможности найдите человека, который вызовет доверие у ребенка и которому он сможет открыться.
  • Предложите ребенку сходить к психологу или психотерапевту. Честно объясните, кто это и зачем к нему идти. Если ребенок сопротивляется – не заставляйте и не обманывайте. В таком случае можете сами обратиться за получением индивидуальных рекомендаций.
  • В случае очень тяжелой и глубокой депрессии стоит обратиться к психиатру для назначения соответствующих медикаментов.
Хочу ещё раз заметить, что одна из ключевых особенностей депрессивного состояния – это пассивность или снижение: и настроения, и активности, и всего вообще. Суицидальный акт – это всё-таки действие, всё же активность, и в состоянии полной пассивности обычно не совершается. Значит, всё-таки что-то вывело организм из состояния полной пассивности, но появившаяся активность направилась на саморазрушение. И если этот момент появления сильных эмоций и чувств в период депрессии успеть вовремя заметить, то есть шанс как раз направить эту энергию на выход из депрессивного состояния, на созидание, а не на разрушение.
Следует обратить внимание на то, что суицидальные попытки могут возникать не только в депрессивном состоянии. Если ребенок очень эмоциональный, чувствительный и впечатлительный, то попытка суицида может возникнуть внезапно, как аффективная реакция на болезненную ситуацию. Так же суицидальные попытки могут возникать на фоне ситуаций, вызывающих сильное чувство страха, вины и стыда. В этом случае, зная такие особенности характера ребенка, учите его работе со своими чувствами, так чтобы не подавлять их, но и не давать им полностью управлять своим поведением. Для этого так же желательно предложить ребенку походить к психологу. Если у ребенка наблюдаются демонстративные особенности характера, то нужно помочь ему их осознать и направить в более конструктивное русло. Важно донести, что добиться любви, признания и славы можно другими способами и ещё при жизни.

Обобщая все вышесказанное, можно сформировать общие рекомендации для профилактики суицидальности:
  • Не запрещать чувствовать и не игнорировать эмоции: злость, печаль, страх, радость и т.д. Обучаться самим и обучать ребенка здоровому проживанию чувств. С уважением и пониманием относится к переживаниям ребенка.
  • Избегать необоснованных обвинений, обучать конструктивной работе с виной, не зацикливаться на ошибках ребенка, особенно, если они уже исправлены или компенсированы.
  • Не наказывайте ребенка за проявления аутоагрессии, в т.ч. нанесение самоповреждений – он сам на себя злится и этими действиями себя за что-то наказывает. Лучше дать ему почувствовать вашу любовь и принятие, даже в этом, и попробовать поискать причину истинного источника злости.
  • Поменьше нравоучений, морализаторства и пристыживания: просто, понятно и конкретно объяснять причинно-следственные связи, без оценок и осуждения.
  • Критиковать или оценивать не личность, а сам поступок.
  • Сравнивать ребенка с ним самим, а не с другими.
  • Замечать успехи и достижения ребенка.
  • Давать понять, что вы всегда и не смотря ни на что, будете любить ребенка. Если вы будете действительно любить и принимать ребенка, таким, какой он есть, не пытаясь подстроить его под свои ожидания, то гораздо больше вероятности, что и он сам себя будет любить, принимать и не сомневаться в своем праве на жизнь.
  • Поддержка доверительных отношений с ребенком: помните,  что главная причина, заставляющая врать –  это чувство страха.
  • Исключить физические наказания, а так же любые другие наказания, унижающие ребенка.
  • Общаться с ребенком, интересоваться его жизнью (в тоже время, не нарушая границ, уважая право на личную жизнь и секреты), его самочувствием, настроением и т.д.
  • С пониманием, уважением и принятием относится к индивидуальным особенностям ребенка.
  • Быть внимательным к здоровью и самочувствию ребенка, обеспечить ему полноценный отдых и питание. Поддерживать баланс активности и отдыха.
  • Достаточное количество дневного света может стимулировать выработку «гормонов радости». А полноценный ночной сон – выработку мелатонина, «гормона отдыха». Баланс или дисбаланс в выработке этих гормонов может очень сильно влиять на общее самочувствие и настроение.
  • Если у ребенка проблемы со сном (сонливость или бессонница), аппетитом (сниженный или повышенный), нарушения менструального цикла у девочек, ребенок часто болеет, у него пониженное настроение, апатия, вялость – это весомый повод подозревать у него депрессию, лучше обратиться к психиатру для назначения соответствующих антидепрессантов и к психотерапевту или психологу за психологическим сопровождением и поддержкой.
  • Если имеют место стрессовые факторы – по возможности устранить их, если это невозможно в настоящий момент или неизбежно – дать обратную связь переживаниям ребенка, поддержать его и обеспечить чувство безопасности, обращаться за помощью к соответствующим специалистам.
  • Работать над собой: лечить депрессию, выходить из чувства вины и учиться принимать себя. Как ни крути, дети становятся похожи на родителей. Поэтому, иногда, лучшее, что мы можем дать нашим детям – собственную адекватность. Психотерапия родителей будет детям не менее полезна, чем собственная.
Отдельно хотелось бы обратить внимание на особенности характера, которые могут провоцировать возникновение суицидальных намерений. Это так называемые акцентуации характера – грань между нормой и патологией. Автором концепции акцентуаций является немецкий психиатр Карл Леонгард, только он говорил об "акцентуированной личности", а А.Е. Личко изменил это понятие на "акцентуацию характера", не распространяя выделяющее качество на личность в целом, так как это больше подходит, по его мнению, для характеристики психопатий. Явная, ярко выраженная  акцентуация характера представляет собой крайний вариант нормы, когда определенные черты сильно выражены на протяжении всей жизни человека, в различных ситуациях и жизненных обстоятельствах. Так же акцентуация может быть скрытой, и тогда проблемные особенности характера определенного типа будут проявляться преимущественно в нестандартных, сложных жизненных ситуациях. Акцентуации  обычно формируются и начинают ярко проявляться в подростковом  возрасте, хотя некоторые можно заметить и раньше. По мере взросления акцентуированные черты сглаживаются, однако, могут и перейти грань нормы,  развиться в психопатию.

А.Е. Личко к наиболее частым причинам подросткового суицида относит следующие моменты:
  • Потерю любимого человека
  • Состояние переутомления
  • Задетое чувство собственного достоинства
  • Разрушение защитных механизмов личности в результате алкоголизма, наркомании и токсикомании
  • Отождествление себя с человеком, который совершил самоубийство (этим частично объясняются эпидемии самоубийств)
  • Различные аффективные реакции.
Типы и особенности акцентуаций по А.Е. Личко
Тип акцентуации
Особенности
Суицидальные проявления
Демонстративный (истероидный)
Эгоцентризм, крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания, потребность в почитании, в одобрении и признании действий и личных способностей.
Суицидальность стоит на первом месте среди   поведенческих проявлений. Речь идет о несерьезных попытках, демонстрациях, "псевдосуицидах" и т.д.
Гипертимный
Высокая степень общительности, шумливость, подвижность, чрезмерная самостоятельность, жажда деятельности, склонность к озорству, прослеживается тенденция разбрасываться и не доводить начатое до конца. Не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, одиночества и ограниченности контактов, безделья.
Попытки суицида редки, чаще всего демонстративного характера
Астено
невротический
Повышенная утомляемость при общении, раздражительность, склонность к тревожным опасениям за свою судьбу.
Обычно слишком заботятся о своем здоровье и своем теле, чтобы думать о самоубийстве.
Психостенический (тревожно-мнительный)
Нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, любовь к самоанализу, мнительность.
Различные формы проявления подростковых нарушений поведения несвойственны. Ни девиантность, ни побеги из дома, ни алкоголь, ни наркотики, ни даже суицидальное поведение в трудных ситуациях редко  встречается.
Шизоидный (интровертированный)
Замкнутость, скрытность, отстраненность от происходящего вокруг, неспособность устанавливать глубокие контакты с окружающими, необщительность.
Не подвержены суицидальному поведению или к нанесению физического вреда себе.
Сенситивный (чувствительный)
Робость, стеснительность, обидчивость, чрезмерная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности.
Повышенная склонность к реальным попыткам совершить суицид. Невыносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям, что может стать причиной суицидальных попыток.
Эпилептоидный (возбудимый)
Склонность к повторяющимся периодам тоскливо-злобного настроения с накапливающимся раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать злость. Обстоятельность, низкая быстрота мышления, эмоциональная инертность, педантичность и скрупулезность в личной жизни, консервативность.
Характерна демонстративная форма суицидального поведения. Поводом служит желание причинить обидчику вред, напугать кого-то, добиваясь своих целей. Но демонстративные по форме намерения попытки суицида, при сильной аффектации, могут стать неконтролируемыми и обернуться трагически. Аффективные реакции эпилептоидов зачастую агрессивны, если подросток остается в одиночестве, в безвыходной ситуации, то агрессия может быть направлена ​​на себя. Характерны порезы, самоповреждения горящими   предметами как проявление мазохистичных тенденций эпилептоидов.
Лабильный
Выраженная переменчивость настроения, богатую чувственную сферу, весьма чувствительны к знакам внимания, общительные, добродушные, демонстрируют искреннюю привязанность и социальную отзывчивость.
Такие подростки склонны к суицидальному поведению аффективного типа. Они быстро принимают решения и быстро его осуществляют (в   тот же день). Мотивом этих действий служит не столько желание умереть, сколько сделать с собой что-то из-за невозможности переживать данное событие. Эмоциональное отвержение, потеря поддержки значимых людей, толкает таких подростков к суицидальным попыткам. Это – крик о помощи, чувство вины из-за   невозможности удержать значимого другого, агрессия на самого себя.
Циклоидный (аффективно-лабильный)
Наблюдается наличие двух фаз — гипертимности и субдепрессии. В детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов, с наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивной фаза. Переживают циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется повышенным настроением. Увлечения носят неустойчивый характер, в период спада проявляется склонность забрасывать дела. В повышенной, гипертимной фазе крайне похожи на гипертимов.
Суицидальное поведение в виде аффективных (но не демонстративных) попыток или истинных покушений возможно в субдепрессивной фазе. Находясь в этой фазе склонны к апатии и раздражительности. Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с суицидальными попытками.
Конформный (инфантильно-зависимый)
Люди, постоянно играющие роль «вечного ребенка», избегающие брать на себя ответственность за свои поступки и предпочитающие делегировать ее другим.
Суицидальные попытки крайне редки.
Неустойчивый
Постоянная тяга к развлечениям, получению удовольствий, праздность, безделье, безволие в учебе, труде и выполнении своих обязанностей, слабость и трусливость.
Риск суицида отсутствует из-за невозможности нанести себе физические повреждения. Представители этого типа скорее составляют группу риска развития алкоголизма, наркомании, токсикомании, вовлечение в асоциальные группы, но не суицидального поведения.




Чаще всего суицидальные попытки встречаются среди подростков с демонстративной (истероидной) акцентуацией характера. Так же к демонстративному суицидальному поведению склонны представители эпилептоидной (возбудимой) акцентуации. Среди представителей других акцентуаций демонстративное суицидальное поведение встречается редко. Однако, в случае с демонстративными попытками суицида, речь обычно не идет о серьезных суицидальных намерениях, это скорее несерьезные проявления, демонстрации, суицидальный шантаж, "псевдосуициды", которые направлены на привлечение внимания. При этом для суицида выбираются относительно безопасные способы: таблетки из домашней аптечки, неглубокие порезы и т.д. Или серьезные суицидальные попытки, которые рассчитаны на то, что подростка смогут спасти или предупредить попытку (открытые приготовления к суициду, изображение попытки выпрыгнуть из окна или броситься под машину на глазах  у присутствующих, заблаговременное рассылание предсмертных записок и т.д.) Все это проявления – желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое с внешней позиции порой как «шантаж», демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как «крик о помощи».
Однако не стоит закрывать глаза на это. Ведь сам факт того, что подросток выбирает именно такой способ привлечения внимания, уже должен насторожить. Ведь далеко не каждый демонстративный подросток будет пытаться покончить с собой. Кроме того, даже несерьезные суицидальные попытки могут закончиться плачевно.
Серьезные суицидальные попытки в большинстве случаев совершают представители сенситивного, циклоидного и лабильного типа.
У сенситивных подростков суицидальные намерения провоцирует чрезмерная чувствительность, зависимость от оценки окружающих, обидчивость и ранимость.
У представителей лабильной акцентуации попытки суицида могут быть вызваны сильной и резкой сменой настроения, тяжелым эмоциональным потрясением, невозможностью исправить угнетающую ситуацию.
У циклоидов суицидальные попытки могут возникать в субдепрессивной фазе. Неудачи, критика, внезапные перемены в жизни, с которыми сложно примириться – способны подтолкнуть такого подростка к суициду. Чаще всего это не продуманные суицидальные действия, а аффективные реакции.
Учитывая индивидуальные характерологические особенности представителей каждой акцентуации, факторы суицидального риска так же могут различаться в зависимости от акцентуации.

К причинам возникновения акцентуаций можно отнести разнообразные биологические, психологические и социальные факторы.


Биологические факторы:
  • Деструктивное воздействие пренатальных, натальных и ранних постнатальных факторов на мозг в раннем отногенезе.
  •  Наследственность, генетическая предрасположенность.
  •  Особенности ВНД, тип темперамента.
  • Органические повреждения головного мозга (травмы, инфекции).
  • Гормональные сбои.


Социально-психологические факторы:
  •  Особенности и патологии воспитания ребенка в семье.
  •  Неблагоприятные социальные условия.
  • Подростковый кризис. Неудовлетворение актуальных потребностей, характерных для подросткового возраста.
  •  Психические травмы.
Следует помнить, что акцентуация – не диагноз и не приговор. Это особенность характера ребенка, которую ему самому в себе важно осознать и направить в конструктивное русло, одновременно обучаясь работать с деструктивными её проявлениями. Родителям важно учитывать особенности характера ребенка для понимания оптимального способа взаимодействия с ним, минимизирования действия психотравмирующих факторов или последствий их воздействия.

Обобщая все вышесказанное, можно выделить общие факторы суицидального риска:
  • Чувства: беспомощности, безысходности, вины, стыда.
  • Социальный пессимизм – негативная концепция окружающего мира, восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека взаимоотношениях с окружающими. Формула внутреннего монолога «Вы все не достойны меня».
  • Физическое и психологическое насилие, издевательства.
  • Определенные черты характера: демонстративность, максимализм, чувствительность, неуверенность, недовольство собой, эмоциональность, склонность к риску, эгоцентризм (склонность все воспринимать на свой счет).
  • Склонность к аффективным реакциям.
  • Депрессивные состояния.
  • Особенности возрастного периода, возрастные кризисы.
  • Высокий уровень одаренности (часто связан с трудностями социализации, чрезмерной чувствительностью, аффективностью и т.д.)
  • Негативные социальные факторы и низкая социальная адаптация.
  • Психические расстройства.   
В последнее время всё чаще говорят о таком негативном социальном факторе  суицидального риска, как суицидальные группы в социальных сетях или интернет-игры.  Давайте подумаем, влияют ли они на возникновение суицидальных намерений, и каким образом?
Здесь следует разделить: есть группы, состоящие из людей, переживающих депрессию и намеренных покончить с собой, а есть группы или игры, специально доводящие до суицида угрозами, шантажом и т.д.
В первом случае это своего рода «кружок по интересам», в нем люди (разных возрастов) делятся своими переживаниями, размышлениями об отсутствии смысла в жизни, обсуждают свои суицидальные намерения, спрашивают или делятся информацией о надежных и максимально безболезненных способах покончить с собой. Впрочем, в этих группах могут встречаться и те, кто отговаривает от этого, призывает сходить в церковь и обратиться к Богу (здесь тоже нужно быть осторожным – некоторые пиарят, таким образом, секты, в которые человек легко попадает находясь в эмоционально тяжелом состоянии).  К сожалению, призывов сходить к психологу/психотерапевту/психиатру намного меньше, но участники могут делиться статьями психологов на тему преодоления депрессии. Явных призывов к суициду или доводящих до самоубийства действий в таких группах обычно не наблюдается. Участники таких групп обычно сами их находят и могут свободно из них уходить без каких-либо последствий.
«Группы смерти» или виртуальные игры, доводящие до суицида, действуют по-другому. Они специально находят самые уязвимые категории людей и начинают таким образом воздействовать на психику, чтобы эти люди покончили с собой. Это угрозы, шантаж, запугивание, давление на чувства вины,  стыда и т.д. Как уберечь подростка от таких групп или игр? Не стоит устраивать досмотры, допросы и проверки – играет ли подросток в такие игры и состоит ли в суицидальных группах в социальных сетях. Ребенок станет ещё больше закрываться и скрывать свои действия. Давайте не забывать, что подросток имеет такое же право на тайну переписки, как и взрослые. Вторгаясь в личное пространство ребенка, вы только подрываете доверие между вами. Тоже касается запретов на виртуальное общение или нахождение в интернете – подросток либо начнет скрывать и обманывать, либо, если он очень примерный и послушный – станет от этого более несчастным, так как в интернете происходит значительная часть жизни его друзей и знакомых, да и вообще современных людей в принципе. Лучше предоставить подростку возможность самому выбрать себе ту деятельность, которая ему интересна в реальном мире. Может, такая есть, а он не знает об этом или не знает, как этим заниматься, ведь онлайн все намного проще и быстрее происходит. Заранее объясняйте ребенку, что есть манипуляторы, которые намеренно могут провоцировать угрожающие его жизни или жизни других действия через онлайн игры, видео, группы в социальных сетях или в реальной жизни. Объясните, как и зачем ему самому это отслеживать и не поддаваться на провокации. Дайте понять, что даже если он уже попал в такую игру или группу, вы не будете его ругать и наказывать, а выслушаете его переживания и будете вместе искать выход из положения. Объясняйте, что чаще всего, такая игра – всего лишь игра, и все угрозы и шантаж из этой игры – так же виртуальны, как и она сама. Если у подростка высокая склонность к риску, провоцирующая увлечение такими опасными играми, то стоит рассматривать варианты реализации этой потребности и получения адреналина другими, более конструктивными, способами – спорт, соревнования, занятия рискованным бизнесом, путешествия и т.д. Если внедрение в такие группы или увлечение подобными играми связанно с высокой внушаемостью подростка, то важно учить его осознавать моменты, когда начинают нарушаться его границы и не допускать их нарушения, рассказывать и объяснять что такое манипуляции и провокации, как они работают и как научится их замечать и пресекать. Конечно, для этого так же важно, чтобы главным методом воспитания ребенка тоже не были манипуляции.
И здесь мне бы опять хотелось сделать акцент на том, что человек, у которого изначально не сформированы суицидальные установки, который критичен и невосприимчив к угрозам и шантажу, обвиняющему или пристыжающему давлению, который испытывает достаточно положительных эмоций и которому хватает ярких впечатлений, который знает, что его близкие всегда поймут, простят, защитят и т.д. – вряд ли поддастся на такое давление. Скорее всего, он и не доберется до таких групп или игр, а если они случайно ему попадутся – проигнорирует. Я предполагаю, что те, кто вступает в такие группы и начинает играть в такие игры – уже изначально психически нестабильны и имеют суицидальные намерения. И, возможно, совершали бы суицидальные попытки даже без участия таких групп или игр.
Такие группы в соц.сетях и виртуальные игры – достаточно новое явление, а проблема подросткового суицида была актуальна ещё задолго до компьютеризации.
До популяризации интернета и социальных сетей, СМИ и многие психологи, в том числе, говорили о влиянии неформальных субкультур на становление суицидальности.  Когда  я была подростком, были очень популярны субкультуры готов и эмо. И да, многие говорили о том, что они провоцируют суицид среди подростков. Но по моим наблюдениям, этих людей в основном объединял похожий стиль в одежде, любовь к определенным музыкальным жанрам, увлечение литературой и т.д. Да, всё это было приправлено долей черного юмора с депрессивным и саморазрушающим подтекстом, но в тоже время и принятием других в различных эмоциональных состояниях и с различными физическими или психологическими особенностями, из-за которых другие сверстники могли их отвергать. Да, они говорили о смерти, депрессии и желании умереть, но это были либо просто философские рассуждения о смысле жизни или отсутствии такого смысла, либо попытка поделиться личными переживаниями, либо своего рода эпатаж. Но я не помню, чтобы целью этого всего было всерьез и намеренно довести кого-то до суицида. По факту, таким образом, у подростка удовлетворялась потребность как в общении с людьми со схожими интересами и занятие совместной деятельностью (например, создание музыкальных групп), так и удовлетворялась потребность в достаточном принятии его другими, возможностью свободно отреагировать свои чувства. Так же, по моему мнению, у подростка, который знает и уверен, в том, что его любят, поймут, простят и поддержат, даже в случае увлечения и внедрения в какие-нибудь субкультуры, культивирующие смерть, суицидальных попыток не будет. Или же подросток выбирает такие субкультуры, уже исходя из своего внутреннего состояния. Иногда такие субкультуры могут даже играть терапевтическую роль –  ведь в нашем обществе, где традиционно принято не говорить о смерти и не чувствовать грусть, очень важно найти безопасную среду для свободного проживания своей печали и обсуждать те темы, которые принято замалчивать. Считается, что соблюдая траур на протяжении 40 дней после смерти человека, становится легче. Ведь в это время разрешено грустить, горевать, плакать. Можно не надевать на себя маску веселого человека, когда на душе тяжело. И таким образом человек проходит стадии горя и выходит из него. Мне кажется, что в случае с готами/эмо иногда может действовать похожий механизм. Одежда в траурном стиле, мрачная музыка, разрешение самому себе погрузиться в грусть – помогают прочувствовать свою боль и не убегать от неё, и, возможно, даже таким утрированным образом появляется возможность на самом деле вполне здорового проживания чувств, именно таким способом возвращая себе радость жизни.
Учитывая факторы суицидального риска, можно минимизировать их действие и обеспечить счастливое детство и будущее своему ребенку. Для этого важно в первую очередь обратить внимание на себя и свой стиль воспитания ребенка, заметить и учитывать во взаимодействии с подростком психологические особенности его характера, возраста,  способностей, мировоззрения.  Важно заметить момент, когда подросток начинает погружаться в эмоционально тяжелое состояние и дать ему своевременную помощь и поддержку.
Для  выявления всех особенностей ребенка, для понимания его потребностей и чувств необходимо  быть достаточно внимательным к нему, как к личности, а не маленькому человеку, который обязан только хорошо учиться и слушаться родителей. Вспомните себя в подростковом возрасте, что вас радовало и огорчало, что заставляло тревожиться, а от чего становилось легче. Работайте над собой – личная психотерапия и рефлексия иногда лучший метод профилактики деструктивных состояний или неадекватного поведения у детей. Ведь как ни крути, они вырастают похожими на родителей, и это наше собственное поведение (в большей мере, чем воспитание) сделало детей такими, какими они есть.





С наилучшими пожеланиями, 
Анна Солонарь  практический психолог,
 автор блога о психологии и психотерапии "Here&Now"




Комментарии

Популярные сообщения