Поворот направо, поворот налево - различия и единство полушарий головного мозга
На первый взгляд, кажется, что две половины мозга
человека идентичны и как бы зеркально отражают друг друга. Но, если внимательно
к ним присмотреться, мы обнаружим, что они асимметричны. Левое полушарие чаще
всего больше, чем правое, а правое состоит из множества длинных волокон,
которые соединяют находящиеся далеко друг от друга части мозга, а в левом
полушарии преобладают короткие волокна, образующие множественные связи в
конкретном ограниченном участке. Считается, что у правшей преобладает
деятельность левого полушария, а у левшей – правого. Но, следует заметить, что
правшество или левшество может включать в себя не только доминирование
правой или левой руки при письме, но и левой ноги (при отбивании мяча,
например), левого глаза при зрительном, или левого уха при аудиальном
восприятии.
В связи с этим правое и левое полушария выполняют разные
индивидуальные функции и разным образом могут решать одну и ту же проблему.
Если мы говорим о восприятии и формировании образа, который отражается в
психике, то правое полушарие использует целостный способ и выполняет функцию
глобальной интеграции мозга. Поэтому для правого полушария свойственна высокая
точность, четкость и скорость в работе по опознаванию воспринимаемого предмета.
А вот левое полушарие работает иначе. Оно функционирует на основе
аналитического подхода, который заключается в последовательном переборе
различных элементов воспринимаемого или создаваемого образа, левое полушарие
сначала формирует отдельные части психического образа, а затем уже осуществляет
отображение предмета. Правое полушарие головного мозга отвечает за гуманитарное
мышление, образы, воображение, мечты, творчество, интуицию, чувства, тело,
координацию движений, двигательные ощущения, пространственное визуальное
восприятие, абстрактное мышление, чувство ритма, восприятие цвета,
одновременность и единство. Левое полушарие головного мозга отвечает за логику,
рациональность, конкретность, анализ, слуховое восприятие, речь и язык,
восприятие чисел, математическое мышление.
Важно заметить, что, не смотря на тот факт, что чаще
всего у человека доминирует какое-то одно полушарие, наиболее сильно влияющее
на особенности восприятия и мышления, все же, в восприятии окружающей
действительности в большей или меньшей степени, но задействованы оба полушария.
Даже если учесть, что правое полушарие отвечает за творческое мышление, то всё
же такое мышление не сможет быть полноценно развито, если есть нарушения в
работе левого полушария. Ведь даже с преобладающим правополушарным типом
восприятия (если нет нарушений в работе левого полушария или межполушарных
связей), логическое мышление тоже присутствует. Точно так же и с левым
полушарием даже если у человека доминирует логическое мышление, все же оно не
сможет нормально функционировать без задействия правого полушария, Поэтому мы
не можем говорить о том, что в норме доминирующее левополушарное мышление
совершенно исключает способность к творчеству. Нарушения в работе одного из
полушарий мозга могут привести к невозможности адекватного взаимодействия
человека с миром.
Целостность и единство нашего мозга состоит из
межполушарных связей, которые связывают деятельность правого и левого полушарий
между собой системой нервных волокон.
Межполушарные связи располагаются между полушариями
головного мозга в теменно-затылочной части (мозолистое тело) и состоят из
двухсот миллионов нервных волокон. Они крайне необходимы для координации работы
мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Поэтому не только
нарушения в одном из полушарий приводят к неполноценной работе мозга, но так же
на это влияют и нарушения межполушарных связей (межполушарная дисфункция). А
развитие межполушарного взаимодействия является основой для развития
интеллекта. Следовательно, нарушение межполушарной передачи информации искажает
познавательную деятельность. Например, человек с межполушарной дисфункцией, не
сможет назвать предмет, информация о котором поступает в правое полушарие, но
не столкнётся с такими затруднениями, в случае, когда эти данные будут
поступать в левое полушарие.
Наиболее частые проявления межполушарных нарушений:
нарушения речи и письма, аномии (нарушения называния информации, поступающей в
правое полушарие мозга), перенос ощущений с одной руки (ноги/глаза/уха) на
другую кожной, тактильной информации, игнорирование слов предъявляемых на левое
или правое ухо, сенсорные феномены лево(право)стороннее игнорирование,
нарушения совместных движений рук и ног.
Многие считают, что леворукость, левшество вообще
(может включать в себя не только доминирование левой руки при письме, но и
левой ноги, левого глаза при зрительном, или левого уха при аудиальном
восприятии), это так же проявление межполушарных нарушений. Но, у меня есть
предположение, что такое мнение сформировано на основе того, что мы привыкли
опираться на левополушарное восприятие как на норму и эталон, соответственно, в
таком случае, правополушарный тип будет выглядеть дезадаптивным. Существует
версия о том, что изначально процент правшей и левшей был примерно одинаковым,
а дальнейшее преобладание правшей обусловлено тем, что левшество стали
искусственным образом искоренять, начиная от переучивания и заканчивая
убийством (а поскольку правшество или левшество обычно передается генетически,
то можно сказать, что левшей почти истребили). Есть так же версия, что в
какой-то момент человечество осознало, что проще все изделия изготавливать под
какую-то одну руку, чем делать два варианта одной и той же, и была выбрана
правая как эталон. Как бы там не было, из-за всех этих факторов этого левши
оказались в меньшинстве, и, конечно, в праворуком мире они могут казаться
странными, непонятными, могут делаться выводы о наличии у них психических
нарушений. Однако, то, что левши немного иначе, чем правши воспринимают
окружающий мир, совсем не значит, что такое восприятие ошибочно и дает
возможности полноценного взаимодействия с окружающим миром. По факту, левши и
правши могут просто использовать разные методы и способы передачи или
восприятия одной и той же информации. И в этом случае, главное, чтобы цель была
достигнута. Если это получается, то разве мы можем говорить об ущербности
какого-то из этих способов? Например, двум людям нужно передать информацию о
каком-то предмете. Человек, у которого доминирует левое полушарие, будет по
деталям его описывать, давать как можно больше конвертики, конкретики, скорее
всего больше используя в своих объяснениях логические речевые конструкции,
символы и знаки. Тот же, у кого преобладает правое полушарие, будет описывать
предмет, как единое целое, не разбирая его на части, будет делать акцент на
том, какое впечатление он производит, какие ощущения и чувства вызывает, что
напоминает и т.д. В своих объяснениях он будет преимущественно использовать
образы, рисунки, наглядные демонстрации. И тот, и другой способ совершенно
нормален, и тем и другим способом реально дать полноценное объяснение. Конечно,
это очень утрированный пример, ведь в идеале мы должны стремиться к
гармоничному сочетанию использованию обеих полушарий.
Следует сказать, что межполушарные связи окончательно
созревают к 20-ти годам, поэтому с возрастом проявления межполушарной
дисфункции могут уменьшаться. Однако это не значит, что не нужно проводить
коррекцию или развивать межполушарные связи, надеясь, что с возрастом все само
собой наладится. Наиболее интенсивное развитие мозолистого тела (или
межполушарных связей) приходится на дошкольный возраст и значимые
изменения в межполушарном взаимодействии происходят к 6-7 годам. Следовательно, именно в этот возрастной период
наиболее оптимальные условия для коррекции межполушарных нарушений. А если
проблему межполушарной дисфункции не решить до возраста 20-ти лет, то в
дальнейшем уже будет вообще почти невозможно на нее повлиять.
Межполушарные связи, а так же развитие и тренировку
работы обеих полушарий осуществлять нужно и очень полезно, если вы
заинтересованы в максимально возможной эффективности работы вашего мозга.
Только представьте себе, что на самом деле не нужно выбирать между логикой и
интуицией, между гуманитарным и математическим, между творчеством и анализом,
между чувствами и рациональностью, между абстрактными символами и наглядным
изображением. Представьте, что это не взаимоисключающее понятия. Они могут
разными способами отображать окружающую действительность, и если максимально
задействовать их вместе, то мир может предстать в намного более многогранном
виде, чем, если опираться только на один тип восприятия.
Предлагаю вашему вниманию короткий, но достаточно
комплексный тест на определение ведущего
полушария. Буду очень признательна, если в комментариях вы укажите
свой результат, а так же вы правша, левша или амбидекстр (обе руки). Если вы,
например, правша по письму, но по ведущей ноге или звуковому/зрительному
восприятию левша (или наоборот), то тоже это укажите.
С наилучшими пожеланиями,
Анна
Солонарь – практический психолог,
автор блога о психологии и
психотерапии "Here&Now"
Комментарии
Отправить комментарий