Психология и "эффект волшебной палочки"




Мои несколько сумбурные размышления о психологии, религии и эзотерике.

От консультации психолога очень часто ожидают чего-то мистического, как будто психолог обладает каким-то универсальным тайным знанием, которое дает молниеносный эффект, по типу волшебной палочки. Оно-то и понятно, с древних времен в непонятных и сложных ситуациях люди обращались к шаманам, гуру или богам, которые якобы могли это дать. Сочиняли, верили и следовали религиозным предписаниям, что вполне объяснимо – в те времена психологии как науки ещё не существовало, а потребность в понимании и решении проблем была всегда. Но в то же время, потребность в высших силах, влияющих на происходящее, была намного сильнее, и если кто-то осмеливался опровергнуть их существование или хотя бы просто рационально объяснить происходящее – его тут же уничтожали.


И вот, XXI век на дворе, а потребность в каком-то высшем знании и высших силах все так же актуальна. Психоаналитики считают, что за этим стоит на самом деле потребность во всезнающей и всемогущей родительской фигуре, и если это так, то, скорее всего и через миллион лет ничего не изменится. Так спокойнее и безопаснее жить. Пока ты веришь, что молитва о дожде его принесет, а если не приносит, значит, это зачем-то каким-то высшим силам нужно, то воспринимать реальность намного проще и легче. Но правда в том, что это не несет никакого развития и на самом деле все умрут от неурожая из-за засухи.
А если принять реальность такой, какая она есть, без прикрас? Долго нет дождя, и нет высших сил, способных на это повлиять. В момент осознавания этого, человек встречается с чувством безысходности и отчаяния, из которого рождаются идеи как самому придумать, что с этим делать и принять личную ответственность за происходящее. И только тогда возможен прогресс. Человек способен действительно на невероятные свершения из чувства самосохранения. Но чтобы оно остро включилось, нужно осознать всю опасность нынешнего положения вещей и то, что никто и ничто тебя не спасет.
День экзамена в университете. Кто-то из моих одногруппников говорит, что всю ночь читал молитвы, чтобы сдать этот экзамен. Я верю, что молитвы могут помочь. Но исключительно в контексте аффирмаций или психотерапевтического эффекта – снизить тревожность, например. Но как они могут влиять на окружающую действительность, если больше ничего не делать? Говоря о всемогущем Боге, и о том, что на все есть его воля, люди порой забывают о поговорке: "на Бога надейся, но и сам не плошай". Ведь что будет дальше? Потом, читать молитвы, чтоб найти работу, мужа, родить ребенка, иметь достаточно денег... И когда это все не сработает, то прийти к тому, что такова "воля божия" и нужно смиренно нести свой крест. Очень удобная позиция. Как будто я действительно что-то сделал, что должно повлиять на происходящее. Но Бог, вера в его существование и соответствующие ритуалы, дают влияние не на окружающий мир, а только на самих себя. И надежда, что таким образом мы можем что-то или кого-то изменить, на самом  деле просто освобождение от личной ответственности. Ведь, если таким образом повлиять на происходящее не удастся, то я здесь ни при чём, я молился – сделал все, что мог. А все остальное это не я. Это не моя жизнь. Я ничего не решаю и ни на что не влияю. Я так, просто рядом проходил. И так оно и получается, что действительно, как бы и не живешь по-настоящему. Но на самом деле, такая жизнь – это тоже наш личный выбор.
За время обучения в университете я не прочитала ни одной молитвы перед экзаменом (и какой-либо другой) и не дала ни одной взятки. И я все сдавала. А если не сдавала, то учила и шла пересдавать. И сдавала тогда. Я не крестила свою дочь, и не думаю, что это как-то может повлиять на ее счастье, несмотря на все убеждения моих родственников. Меня саму крестили в 6 лет, я прекрасно это помню, и я не могу сказать, что с этого момента что-то изменилось во мне или моей жизни в лучшую сторону. Хотя я допускаю вероятность того, что крещение может иметь терапевтический эффект, как вариант символического второго рождения. Но я помню, как какое-то место в церкви меня заинтересовало, и я хотела его посмотреть, а мне сказали, что девочкам туда нельзя, а почему, никто не объяснил. Просто это только для мальчиков. И это меня несказанно неприятно удивило, можно сказать, я впервые на себе почувствовала, что такое патриархальная система и гендерная дискриминация. Так что даже если от этого процесса и должен был наступить какой-то терапевтический эффект, это впечатление его перекрыло.
Сейчас в моей реальности нет ни бога, ни дьявола, ни чего-то там еще, что помогает или мешает нам жить. Есть наша реальность, есть объективная реальность. Остальное домыслы и фантазии. На самом деле от нас зависит намного больше, чем мы думаем. И в тоже время мы не всесильны. И иногда приходится встречаться с этим.
Религия (говоря о религии, я имею ввиду, в первую очередь, христианство, мусульманство и тому подобные монотеистические религии) говорит о том, что есть то, что доступно пониманию и влиянию только для Бога, а наше дело нехитрое – не задавать много вопросов и исполнять его волю. Эзотерика стоит на том, что понять и повлиять можно абсолютно на все, что на самом деле нет ничего непознаваемого, есть определенные знания, которые мы можем освоить и управлять реальностью.
Эти позиции, религиозная и эзотерическая – две крайности одного и того же. Правда, как известно, где-то посередине. Есть то, что мы можем понять, спрогнозировать и на что возможно повлиять, но есть и то, что остается непознанным. Например, у человека обнаруживают заболевание, выявляют причину, назначают соответствующее лечение, говорят о хороших прогнозах, а человек внезапно умирает. Или наоборот, ставят смертельный диагноз, а человек внезапно выздоравливает. И то, почему так происходит, в большей степени непознаваемо, и оно имеет право таким и остаться.
Пока психология не сформировалась как наука (а это произошло не так уж и давно), то многие, уже в данный момент, научные психологические знания, действительно лежали в плоскости эзотерики. Люди замечали определенные взаимосвязи, но научно обосновать свои выводы были еще не в состоянии. Так же исповеди, молитвы, медитации и многие религиозные ритуалы действительно эффективны, но не в контексте управления реальностью или связи с Богом, как реальным и конкретным объектом, а как метод, обладающий  психотерапевтическим эффектом, который исследован и обоснован, и сейчас, в новом виде, уже осознанно и целенаправленно может использоваться в психотерапии.
По-этому, не подумайте, что я такой уж абсолютный скептик. Я открыта новым знаниям и новому опыту, но я не хочу давать запудривать мне мозги. В свое время я очень увлекалась астрологией и даже составляла натальные карты, делала себе расклады на Таро (правда, это были дзэн-таро, изначально предполагавшие не предсказывание будущего, а помощь в осознавании своего "здесь и сейчас", отображающие, скорее, внутреннюю, а не внешнюю реальность, работающие в большей степени по принципу МАК, о существовании которых я тогда еще и не слышала), пробовала работать с чакрами, изучала и экспериментировала с выходом из тела и астральными путешествиями, медитировала над буддийскими текстами и т.д. и т.п. Но я никогда не опиралась на все это как на абсолютную истину и всегда пыталась выявить во всем этом логические (или хотя бы интуитивные) взаимосвязи с уже существующими научными знаниями, и такой фильтр помог мне многое отбросить, или хотя бы взглянуть на все эти явления с разных сторон. Лично для себя я понимаю, что это мне дает, зачем это мне нужно, и как можно это использовать. И так же допускаю вероятность того, что это могла быть игра моего воображения. В этом плане, определенный пласт явлений остается для меня все же непознанным, и, возможно, вообще непознаваемым. Пока у меня нет реальных фактов того, что все это действительно существует и статистики последствий использования таких методов. Я считаю, что не имею права использовать любую эзотерику как эзотерику (которая не имеет необходимого, психологически обоснованного, хотя бы предполагаемого психотерапевтического эффекта) работая как психолог. Психология – реальная наука, непростая, потому что речь идет о душе, но, все же, подкрепленная реальными исследованиями, фактами и статистикой. Религия и эзотерика этого не имеют, хотя многое из них можно взять в работу как технику или метод, если он реально помогает. В этом плане мне близок Юнг, с его метафорическим и символическим пониманием мифов и религиозных текстов. Знаете, я читала Библию, и если понимать все, написанное там буквально, то для меня это ничем принципиально не отличается от, например, мифов Древней Греции. Но если взглянуть на эти тексты, как на метафорические притчи, то в этом, порой, есть доля здравого смысла и пищи для размышлений. Возьмем, например, притчу про изгнание из рая Адама и Евы. Если взглянуть на Древо Познания как на символ оценочного восприятия (хорошо-плохо, добро-зло), то становится понятно, почему с его появлением люди начали страдать. И это же можно отследить и в других религиозных текстах, как и многие другие идеи. Христианская концепция рая и ада очень перекликается с буддийской идей о нирване и сансаре. И, в таком случае, мы уже как бы горим в аду. Но опять же, этот ад – метафорический.  Я вполне могу поверить, что есть терапевтический эффект от исповеди, так как очень часто нам становится легче просто от того, что мы выговоримся, и нас примут такими, какие мы есть. Если читать между строк и использовать ритуалы осознанно, вникая в их психологическую суть, то можно прийти к действительно широкому пониманию многих явлений, но при этом, не пуская в глаза волшебной пыли.
И здесь я бы хотела вернуться к тому, с чего начинала. Весь ХХ век мы доказывали научность психологии, а в ХХІ – опять вплетаем в нее религию и эзотерику. И это то, что как ни крути, нужно обществу, независимо от того, есть в этом логика или нет. А с другой стороны, отпугивает от психологии ярых атеистов. Но если, допустим, взять какое-нибудь психологическое мероприятие с разнообразными тренингами и мастер-классами, то наибольший отклик и посещаемость вызовут именно те, которые окутаны каким-нибудь мистическим ореолом. И вот, сами же психологи подпитывают эту человеческую жажду "волшебной палочки", которой на самом деле ни у кого нет.
Но это то, за чем приходят клиенты. И в большинстве случаев, идя к психологу, люди рассчитывают на разовую консультацию, мало кто с порога осознает, что ему нужна длительная терапевтическая работа. Хочется, чтоб психолог все понял с полуслова, и все было быстро, красиво, эффектно и безболезненно. И нет смысла винить в этом клиентов, ведь на самом деле они правы в своих ожиданиях, они-то не психологи, и не знают и изначально не обязаны знать всех тонкостей психологической работы, и их желания логичны и оправданы. Но ведь хотя бы сами психологи должны понимать, что это все не так и не махать перед  клиентами "волшебными палочками" или говорить с позиции каких-то  "особых знаний", усиливая и без того изначально неправдоподобное в обществе представление о психологах и их работе. Но реальность в том, что это именно то, что нужно людям, независимо от того, связанно оно с реальностью или нет. И весь этот эзотерический антураж, сам по себе, вполне может привлечь нормальный поток клиентов. Но даже без всей этой религии и эзотерики, психологи, порой, просто боятся чего-то не знать и честно признаться в этом. А эзотерика дает иллюзию и надежду, что можно знать все. Но ведь мы психологи, а не гуру, и может быть не нужно самим себя изначально возводить на пьедестал всезнающего и всемогущего специалиста? Это нормально, стремиться к знаниям. И так же нормально не знать всего. И если ты психолог, ты точно так же имеешь право не знать всего и честно об этом говорить. Просто потому, что это правда. И наша задача, не поддерживать удобную для клиента иллюзию, оставаясь в его глазах "хорошим психологом", а обеспечить встречу с реальность, пусть не такой привлекательной, но живой и настоящей. Никто никого не спасает, не учит жизни и не дает обезболивающее. И именно проходя через встречу с реальностью и через боль отчаяния, мы становимся способны к катарсису и трансформации, выходу из собственного "колеса сансары". Чаще всего, психотерапия – это долго и больно. И психолог  – не маг и не гуру, и имеет вдоволь собственных недостатков. Да, это звучит непривлекательно. Но это реальность и она оправдана. И тот, кто через нее проходит, действительно имеет больше шансов прожить более осознанную и наполненную жизнь. 

С наилучшими пожеланиями, 
Анна Солонарь – практический психолог,
 автор блога о психологии и психотерапии "Here&Now"







Комментарии

Популярные сообщения