Психология и "эффект волшебной палочки"
Мои несколько сумбурные размышления о психологии, религии и эзотерике.
От
консультации психолога очень часто ожидают чего-то мистического, как будто
психолог обладает каким-то универсальным тайным знанием, которое дает
молниеносный эффект, по типу волшебной палочки. Оно-то и понятно, с древних
времен в непонятных и сложных ситуациях люди обращались к шаманам, гуру или
богам, которые якобы могли это дать. Сочиняли, верили и следовали религиозным
предписаниям, что вполне объяснимо – в те времена психологии как науки ещё не
существовало, а потребность в понимании и решении проблем была всегда. Но в то
же время, потребность в высших силах, влияющих на происходящее, была намного
сильнее, и если кто-то осмеливался опровергнуть их существование или хотя бы
просто рационально объяснить происходящее – его тут же уничтожали.
И вот, XXI век на дворе, а потребность в каком-то высшем знании и высших
силах все так же актуальна. Психоаналитики считают, что за этим стоит на самом
деле потребность во всезнающей и всемогущей родительской фигуре, и если это
так, то, скорее всего и через миллион лет ничего не изменится. Так спокойнее и
безопаснее жить. Пока ты веришь, что молитва о дожде его принесет, а если не
приносит, значит, это зачем-то каким-то высшим силам нужно, то воспринимать
реальность намного проще и легче. Но правда в том, что это не несет никакого
развития и на самом деле все умрут от неурожая из-за засухи.
А если принять реальность такой, какая она есть, без прикрас? Долго нет
дождя, и нет высших сил, способных на это повлиять. В момент осознавания этого,
человек встречается с чувством безысходности и отчаяния, из которого рождаются
идеи как самому придумать, что с этим делать и принять личную ответственность
за происходящее. И только тогда возможен прогресс. Человек способен
действительно на невероятные свершения из чувства самосохранения. Но чтобы оно
остро включилось, нужно осознать всю опасность нынешнего положения вещей и то,
что никто и ничто тебя не спасет.
День экзамена в университете. Кто-то из моих одногруппников говорит, что
всю ночь читал молитвы, чтобы сдать этот экзамен. Я верю, что молитвы могут
помочь. Но исключительно в контексте аффирмаций или психотерапевтического
эффекта – снизить тревожность, например. Но как они могут влиять на окружающую
действительность, если больше ничего не делать? Говоря о всемогущем Боге, и о
том, что на все есть его воля, люди порой забывают о поговорке: "на Бога
надейся, но и сам не плошай". Ведь что будет дальше? Потом, читать
молитвы, чтоб найти работу, мужа, родить ребенка, иметь достаточно денег... И
когда это все не сработает, то прийти к тому, что такова "воля божия"
и нужно смиренно нести свой крест. Очень удобная позиция. Как будто я
действительно что-то сделал, что должно повлиять на происходящее. Но Бог, вера
в его существование и соответствующие ритуалы, дают влияние не на окружающий
мир, а только на самих себя. И надежда, что таким образом мы можем что-то или
кого-то изменить, на самом деле просто освобождение от личной
ответственности. Ведь, если таким образом повлиять на происходящее не удастся,
то я здесь ни при чём, я молился – сделал все, что мог. А все остальное – это не я. Это
не моя жизнь. Я ничего не решаю и ни на что не влияю. Я так, просто рядом
проходил. И так оно и получается, что действительно, как бы и не живешь
по-настоящему. Но на самом деле, такая жизнь – это тоже наш личный выбор.
За время обучения в университете я не прочитала ни одной молитвы перед
экзаменом (и какой-либо другой) и не дала ни одной взятки. И я все сдавала. А
если не сдавала, то учила и шла пересдавать. И сдавала тогда. Я не крестила свою
дочь, и не думаю, что это как-то может повлиять на ее счастье, несмотря на все
убеждения моих родственников. Меня саму крестили в 6 лет, я прекрасно это
помню, и я не могу сказать, что с этого момента что-то изменилось во мне или
моей жизни в лучшую сторону. Хотя я допускаю вероятность того, что крещение
может иметь терапевтический эффект, как вариант символического второго
рождения. Но я помню, как какое-то место в церкви меня заинтересовало, и я
хотела его посмотреть, а мне сказали, что девочкам туда нельзя, а почему, никто
не объяснил. Просто это только для мальчиков. И это меня несказанно неприятно
удивило, можно сказать, я впервые на себе почувствовала, что такое
патриархальная система и гендерная дискриминация. Так что даже если от этого
процесса и должен был наступить какой-то терапевтический эффект, это
впечатление его перекрыло.
Сейчас в моей реальности нет ни бога, ни дьявола, ни чего-то там еще, что
помогает или мешает нам жить. Есть наша реальность, есть объективная
реальность. Остальное – домыслы и фантазии. На самом деле от нас зависит намного
больше, чем мы думаем. И в тоже время мы не всесильны. И иногда приходится
встречаться с этим.
Религия (говоря о религии, я имею ввиду, в первую очередь, христианство, мусульманство
и тому подобные монотеистические религии) говорит о том, что есть то, что
доступно пониманию и влиянию только для Бога, а наше дело нехитрое – не
задавать много вопросов и исполнять его волю. Эзотерика стоит на том, что
понять и повлиять можно абсолютно на все, что на самом деле нет ничего
непознаваемого, есть определенные знания, которые мы можем освоить и управлять
реальностью.
Эти позиции, религиозная и эзотерическая – две крайности одного и того же.
Правда, как известно, где-то посередине. Есть то, что мы можем понять,
спрогнозировать и на что возможно повлиять, но есть и то, что остается
непознанным. Например, у человека обнаруживают заболевание, выявляют причину,
назначают соответствующее лечение, говорят о хороших прогнозах, а человек внезапно
умирает. Или наоборот, ставят смертельный диагноз, а человек внезапно
выздоравливает. И то, почему так происходит, в большей степени непознаваемо, и
оно имеет право таким и остаться.
Пока психология не сформировалась как наука (а это произошло не так уж и
давно), то многие, уже в данный момент, научные психологические знания,
действительно лежали в плоскости эзотерики. Люди замечали определенные
взаимосвязи, но научно обосновать свои выводы были еще не в состоянии. Так же
исповеди, молитвы, медитации и многие религиозные ритуалы действительно эффективны,
но не в контексте управления реальностью или связи с Богом, как реальным и конкретным
объектом, а как метод, обладающий психотерапевтическим эффектом, который
исследован и обоснован, и сейчас, в новом виде, уже осознанно и целенаправленно
может использоваться в психотерапии.
По-этому, не подумайте, что я такой уж абсолютный скептик. Я открыта новым
знаниям и новому опыту, но я не хочу давать запудривать мне мозги. В свое время
я очень увлекалась астрологией и даже составляла натальные карты, делала себе
расклады на Таро (правда, это были дзэн-таро, изначально предполагавшие не
предсказывание будущего, а помощь в осознавании своего "здесь и
сейчас", отображающие, скорее, внутреннюю, а не внешнюю реальность, работающие
в большей степени по принципу МАК, о существовании которых я тогда еще и не
слышала), пробовала работать с чакрами, изучала и экспериментировала с выходом
из тела и астральными путешествиями, медитировала над буддийскими текстами и
т.д. и т.п. Но я никогда не опиралась на все это как на абсолютную истину и
всегда пыталась выявить во всем этом логические (или хотя бы интуитивные)
взаимосвязи с уже существующими научными знаниями, и такой фильтр помог мне
многое отбросить, или хотя бы взглянуть на все эти явления с разных сторон.
Лично для себя я понимаю, что это мне дает, зачем это мне нужно, и как можно
это использовать. И так же допускаю вероятность того, что это могла быть игра
моего воображения. В этом плане, определенный пласт явлений остается для меня
все же непознанным, и, возможно, вообще непознаваемым. Пока у меня нет реальных
фактов того, что все это действительно существует и статистики последствий
использования таких методов. Я считаю, что не имею права использовать любую
эзотерику как эзотерику (которая не имеет необходимого, психологически
обоснованного, хотя бы предполагаемого психотерапевтического эффекта) работая
как психолог. Психология – реальная наука, непростая, потому что речь идет о
душе, но, все же, подкрепленная реальными исследованиями, фактами и статистикой.
Религия и эзотерика этого не имеют, хотя многое из них можно взять в работу как
технику или метод, если он реально помогает. В этом плане мне близок Юнг, с его
метафорическим и символическим пониманием мифов и религиозных текстов. Знаете,
я читала Библию, и если понимать все, написанное там буквально, то для меня это
ничем принципиально не отличается от, например, мифов Древней Греции. Но если
взглянуть на эти тексты, как на метафорические притчи, то в этом, порой, есть
доля здравого смысла и пищи для размышлений. Возьмем, например, притчу про
изгнание из рая Адама и Евы. Если взглянуть на Древо Познания как на символ
оценочного восприятия (хорошо-плохо, добро-зло), то становится понятно, почему
с его появлением люди начали страдать. И это же можно отследить и в других
религиозных текстах, как и многие другие идеи. Христианская концепция рая и ада
очень перекликается с буддийской идей о нирване и сансаре. И, в таком случае,
мы уже как бы горим в аду. Но опять же, этот ад – метафорический. Я вполне могу поверить, что есть терапевтический
эффект от исповеди, так как очень часто нам становится легче просто от того,
что мы выговоримся, и нас примут такими, какие мы есть. Если читать между строк
и использовать ритуалы осознанно, вникая в их психологическую суть, то можно
прийти к действительно широкому пониманию многих явлений, но при этом, не
пуская в глаза волшебной пыли.
И здесь я бы хотела вернуться к тому, с чего начинала. Весь ХХ век мы
доказывали научность психологии, а в ХХІ – опять вплетаем в нее религию и
эзотерику. И это то, что как ни крути, нужно обществу, независимо от того, есть
в этом логика или нет. А с другой стороны, отпугивает от психологии ярых
атеистов. Но если, допустим, взять какое-нибудь психологическое мероприятие с
разнообразными тренингами и мастер-классами, то наибольший отклик и
посещаемость вызовут именно те, которые окутаны каким-нибудь мистическим
ореолом. И вот, сами же психологи подпитывают эту человеческую жажду
"волшебной палочки", которой на самом деле ни у кого нет.
Но это то, за чем приходят клиенты. И в большинстве случаев, идя к
психологу, люди рассчитывают на разовую консультацию, мало кто с порога
осознает, что ему нужна длительная терапевтическая работа. Хочется, чтоб
психолог все понял с полуслова, и все было быстро, красиво, эффектно и
безболезненно. И нет смысла винить в этом клиентов, ведь на самом деле они
правы в своих ожиданиях, они-то не психологи, и не знают и изначально не
обязаны знать всех тонкостей психологической работы, и их желания логичны и
оправданы. Но ведь хотя бы сами психологи должны понимать, что это все не так и
не махать перед клиентами "волшебными палочками" или говорить с позиции
каких-то "особых знаний",
усиливая и без того изначально неправдоподобное в обществе представление о
психологах и их работе. Но реальность в том, что это именно то, что нужно людям,
независимо от того, связанно оно с реальностью или нет. И весь этот
эзотерический антураж, сам по себе, вполне может привлечь нормальный поток
клиентов. Но даже без всей этой религии и эзотерики, психологи, порой, просто
боятся чего-то не знать и честно признаться в этом. А эзотерика дает иллюзию и
надежду, что можно знать все. Но ведь мы психологи, а не гуру, и может быть не
нужно самим себя изначально возводить на пьедестал всезнающего и всемогущего
специалиста? Это нормально, стремиться к знаниям. И так же нормально не знать
всего. И если ты психолог, ты точно так же имеешь право не знать всего и честно
об этом говорить. Просто потому, что это правда. И наша задача, не поддерживать
удобную для клиента иллюзию, оставаясь в его глазах "хорошим
психологом", а обеспечить встречу с реальность, пусть не такой
привлекательной, но живой и настоящей. Никто никого не спасает, не учит жизни и
не дает обезболивающее. И именно проходя через встречу с реальностью и через
боль отчаяния, мы становимся способны к катарсису и трансформации, выходу из
собственного "колеса сансары". Чаще всего, психотерапия – это долго и
больно. И психолог – не маг и не гуру, и
имеет вдоволь собственных недостатков. Да, это звучит непривлекательно. Но это
реальность и она оправдана. И тот, кто через нее проходит, действительно имеет
больше шансов прожить более осознанную и наполненную жизнь.
С наилучшими пожеланиями,
Анна Солонарь – практический психолог,
автор блога о психологии и психотерапии
"Here&Now"
Комментарии
Отправить комментарий