"Дисциплина без драм" Дэниэла Сигела и Тины Брайсон
Воспитание детей – порой, очень непростой и даже, временами, изматывающий процесс. И мы учим детей тому, что правильно, а что нет, но у нас и самих есть миллион вопросов и сомнений о том, как лучше воспитывать своих детей. Сегодня я хочу поделиться своими впечатлениями о книге, которая действительно может помочь сделать процесс воспитания ребенка более простым и развивающим, и, как по мне, эта книга – просто маст-хэв в библиотеке каждого родителя!
Речь пойдет о книге "Досить
істерик!" (в оригинале No-Drama Discipline – Дисциплина без драм),
американских авторов – детского психиатра Дениэла Сигела и психотерапевта Тины
Брайсон.
Эта книга посвящена гармоничному подходу к воспитанию ребенка. Самая
главная ее особенность, пожалуй, в том, что в ней нет отстраненных
философствований людей, не особо занимающихся воспитанием детей, или гуру, у
которых все идеально. Ее авторы, во-первых, действительно работающие с детьми
специалисты, имеющие знания об особенностях работы мозга, и использующие их для
конкретных и рациональных объяснений о процессе воспитания с научной точки
зрения. Но эта книга – не сухой, далекий
от реальной жизни, научный текст. Потому что, во-вторых, авторы – тоже родители, такие же неидеальные, как и мы
с вами, но искренне любящие своих детей. И да, они тоже не раз ошибались и
затем учились действовать с каждым разом все более разумно. В книге они
описывают и анализируют различные сложные реальные ситуации, в которые попадали
их клиенты или они сами. И эти ситуации – разные, и поведение родителей в них
тоже разное. Иногда, они действуют так, как предлагают авторы книги, описывая
свой подход к воспитанию, а иногда – нет
(и у самих авторов, как и всех живых людей, это тоже не всегда получается). И
мы можем рассмотреть эти истории с разных ракурсов, хоть в ситуациях, как было
правильно, хоть в ситуациях, когда были допущены ошибки. А бывает, как всем нам
известно, родители все сделали правильно, но ничего не помогло – и да, это жизнь, так тоже бывает!
Но в большинстве случаев использование подхода, описанного в книге,
действительно работает. И работает не только в том, что дети начинают лучше
соблюдать правила или вести себя. Авторы говорят о совершенно другом понимании
самого определения дисциплины. Дисциплина – это обучение! Соответственно,
разумный подход к этому процессу сделает детей не только более воспитанными, но
и более умными, более ответственными, более внимательными, более успешными. "Именно тогда, когда дети ведут себя
хуже всего, мы нужны им больше всего" – вот что главное пытаются донести до нас
авторы. Именно в эти моменты, когда мы закипаем и готовы любыми силами
предотвратить недопустимое поведение, дети больше всего нуждаются, в первую
очередь, в нашей поддержке (даже когда мы говорим "нет" поведению, мы
всегда сначала должны сказать "да" чувствам ребенка). И когда они ее
получают, когда знают, что мы с ними несмотря ни на что, они будут способны
прийти в себя и услышать то, что мы хотим до них донести. А, может, они и сами
это поймут?
Нам так хочется, чтобы таких сложных моментов было как можно меньше. И, кое-что действительно в наших силах сделать, чтобы предупредить такие ситуации. Но абсолютно всегда это невозможно. И это не так страшно! Как раз эти невыносимые для нас ситуации – отличная возможность для развития ребенка. А наше умение справляться с собственным гневом или извиняться, если справиться, все же, однажды, не получилось – это развитие нас самих, родителей.
Нам так хочется, чтобы таких сложных моментов было как можно меньше. И, кое-что действительно в наших силах сделать, чтобы предупредить такие ситуации. Но абсолютно всегда это невозможно. И это не так страшно! Как раз эти невыносимые для нас ситуации – отличная возможность для развития ребенка. А наше умение справляться с собственным гневом или извиняться, если справиться, все же, однажды, не получилось – это развитие нас самих, родителей.
Книга очень классно структурирована:
-Вступление;
-6 разделов (которые разбиты на более короткие подразделы);
-6 разделов (которые разбиты на более короткие подразделы);
-Выводы;
-Так же, очень здорово, что после изложения всего этого материала, есть небольшая глава: "Коли батьки-експерти програють. Ви не самотні" – где авторы делятся своими личными историями о том, как они ошибались и что в итоге благодаря этому осознали.
-Так же, очень здорово, что после изложения всего этого материала, есть небольшая глава: "Коли батьки-експерти програють. Ви не самотні" – где авторы делятся своими личными историями о том, как они ошибались и что в итоге благодаря этому осознали.
-Удобно, что так же в
конце есть "памятка", где кратко напоминается структура процесса
установления эмоционального контакта и переориентировки, благодаря чему, если
вы что-то забыли из этого подхода, можно быстро освежить память, не перечитывя
всю книгу заново.
-Далее дается
"шпаргалка", в которой кратко изложена суть и приемы описываемого в
книге дисциплинарного подхода.
-На последних
страницах говорится о 20 основных ошибках в воспитании (которые допускают даже
самые лучшие родители).
Я читала эту книгу в новом украинском издании, которое мне очень
понравилось, и читалось легко, хотя я и не особо привыкла читать книги в
украинском переводе. Так же книга содержит небольшие иллюстрации-комиксы,
которые отлично дополняют текст.
Хотелось бы отметить, что хотя авторы и говорят преимущественно о
трудностях взаимодействия с ребенком и способах достижения взаимопонимания с
детьми, многое из их подхода будет полезным и для взаимодействия с людьми в
других отношениях.
Кому рекомендую книгу? Всем-всем родителям, воспитателям, учителям и
детским психологам. От себя добавлю, что хотя, в общем, описываемый подход и не
был для меня такой уж новинкой, и я почти всегда стремилась действовать таким
образом, все же, я почерпнула для себя много полезного и интересного. Теперь
очень хочется прочитать другие книги этих авторовJ
С
наилучшими пожеланиями,
Анна
Солонарь – практический психолог,
автор
блога о психологии и психотерапии "Here&Now"
Комментарии
Отправить комментарий