Если ты ловил кого-то вечером во ржи…

Начну с того, что мне самой странно, как я эту книгу не прочитала раньше.  Мне было бы интересно, как бы я её восприняла, если бы читала, когда сама была подростком, как и главный герой романа. Но почему-то подростком я больше читала отечественную и зарубежную классику (хотя и этот роман уже давно тоже стал классикой в своём жанре), при этом я все же больше была похожа в своих размышлениях на Холдена Колфилда (главный герой романа), нежели на "тургеневских девушек".  Итак, речь пойдет о книге Джерома Сэлинджера "Над пропастью во ржи". 

А захотелось мне её прочитать после просмотра фильма "За пропастью во ржи", который посвящён автору этой книги  Джерому Сэлинджеру. К слову, этот фильм я порекомендовала своей маме, а она, после просмотра, купила книгу и, прочитав её, сказала, что мне будет интересно.
Над этим произведением автор трудился девять лет, и за это время сам много чего пережил, в том числе, и побывал на фронте, после которого лечился от нервного срыва и постепенно справился с ним, изучая и практикуя дзен-буддизм. Роман вызвал очень большой ажиотаж и, как это всегда бывает в таких случаях, очень противоречивые мнения.
Роман вышел в 1951 году, а это, как мы все знаем, начало эпохи битников и хиппи, а потому, естественно, был очень популярен среди бунтующих старшеклассников и студентов. Однако всем мил не будешь, и было немало тех, кто был настроен против этого произведения. Его на достаточно большой период времени запретили в нескольких странах и некоторых штатах США, ссылаясь на депрессивность, употребление нецензурной лексики (в русском переводе, кстати, её смягчили, и прямо-таки матерных выражений нет), а так же на то, что герой частенько употреблял спиртное, много курил (хотя, книга была издана в пятидесятых, тогда курили все подряд), да и вообще был выгнан из нескольких школ. Ах да, там ещё и о сексе он думал немало. Короче, просто ужас, а не пример для подражания:) Но, тем не менее, сейчас во многих американских школах это произведение входит в списки рекомендованной для чтения литературы. Ещё дурная слава о книге пошла из-за некоторых психопатов, любивших эту книгу, в числе которых, например, убийца Джона Леннона. Но вы прекрасно понимаете, что в этих случаях дело, конечно же, не в книге, ведь и Гитлер вдохновлялся Ницше, но вовсе не его Заратустра стал виновником фашистской идеологии. Если уж об этом говорить, то психопата может спровоцировать что угодно, не важно, есть ли там на самом деле что-то провоцирующее.
Итак, что же, собственно, представляет собой этот роман?
Рассказ ведётся от первого лица, от имени шестнадцатилетнего юноши по имени Холден Колфилд. Он рассказывает историю, которая с ним произошла, когда его "выперли" из очередной школы. Холден вовсе не какой-то глупый или хулиганистый парень, хотя он, порой, и называет сам себя "тупицей" и "лгуном", да и говорит, что: "Вообще нельзя быть трусом. Если ты должен кому-то дать в морду и тебе этого хочется, надо бить". Но он любит литературу, размышляет о людях и жизни, о самом себе, и, на самом деле, остаётся достаточно честным перед самим собой. Холден очень эмпатичен, и, даже если порой наезжает на кого-то, то это больше на словах, на самом же деле, в итоге, он приходит на помощь даже тем, кого недолюбливает. Да, у него своеобразная "каша в голове", скачут гормоны, формируется мировоззрение и он бунтует против обыденности того времени, но при этом, он учится рефлексировать, достаточно критичен не только к другим, но и к самому себе и просто пытается себя понять.

"Но хотите знать, до чего я сумасшедший? Только мы обнялись покрепче, я ей вдруг говорю, что я ее люблю и все такое. Конечно, это было вранье, но соль в том, что я сам в ту минуту был уверен в этом. Нет, я ненормальный! Клянусь богом, я сумасшедший!" (с)

Как я уже писала, многими критиками, в свое время, поднимался вопрос о том, что в романе слишком много нецензурной лексики, описания употребления алкоголя главным героем, и его мысли о сексе. Но давайте взглянем правде в глаза – это довольно таки типично для подростка. Если бы главный герой был прилежным мальчиком, озабоченным только успехами в учебе, какими обычно хотят видеть своих детей родители, то это было не очень правдоподобно. Эту правду, порой, сложно принять взрослым, но реальность именно такая, и это не всегда что-то ненормальное. И то, что повествование ведётся именно в такой манере, скорее вызовет доверие у подростка, нежели если бы оно было написано правильной литературной речью. Впрочем, как я уже писала, в переводе нецензурной лексики нет, там все это подается в облегченном варианте, не теряя при этом своей сленговой специфичности. Что касается темы секса, то, возможно, для пятидесятых это было чем-то вызывающие, но современные подростки вряд ли чему-то слишком удивятся. Как по мне, все это подается в очень даже "приличном" виде, а то, какие выводы он делает, может быть очень даже полезным для читающих подростков. Например, многие ругали роман за сцену с проституткой. Но на самом деле она очень трогательная, да и сексом он с ней так и не захотел заниматься.

"Плохо было то, что мне ни черта не хотелось. По правде говоря, на меня тоска напала, а не какое-нибудь возбуждение. Она нагоняла на меня жуткую тоску. А тут еще ее зеленое платье висит в шкафу. Да и вообще, как можно этим заниматься с человеком, который полдня сидит в каком-нибудь идиотском кино? Не мог я, и все, честное слово. " (с)

Холдену скучно, грустно и одиноко, и он убивает время выпивкой. Но он отнюдь не пропагандирует свой образ жизни, а просто описывает, и даже порой сам критично задумывается обо всем, что с ним происходит и что он делает со своей жизнью. Но ему сложно разобраться в себе, что для него правильно, а что нет, и он, сталкиваясь с разными трудностями, пытается что-то для себя понять.

"Нет такого кабака на свете, где можно долго высидеть, если нельзя заказать спиртного и напиться. Или если с тобой нет девчонки, от которой ты по-настоящему балдеешь". (с)

Герой много размышляет о различных человеческих качествах, его раздражает напущенный пафос, ханжество и снобизм, которые он замечает в окружающих, и именно поэтому ему, порой, приходится очень непросто. Простым, подростковый языком он говорит об очень непростых вещах, даже в мире взрослых, в который постепенно он входит.

"Когда что-нибудь делаешь слишком хорошо, то, если не следить за собой, начинаешь выставляться напоказ. А тогда уже не может быть хорошо". (с)

"Умники не любят вести умные разговоры, они только сами любят разглагольствовать". (с)

Он ещё только учится разбираться в людях, и то, что, порой, так привычно и очевидно для взрослых, для подростка оказывается открытием, и далеко не всегда приятным. Красивый искренний беззаботный мир детства уже начал рушится и он встречается с взрослым миром, к которому ещё не успел адаптироваться. Это вызывает чувства разочарования, тоски и злости. 

"Я по глупости думал, что она довольно умная. Она ужасно много знала про театры, про пьесы, вообще про всякую литературу. Когда человек начинен такими знаниями, так не скоро сообразишь, глуп он или нет". (с)

Становясь подростками, с нас как будто спадают розовые очки детства, и мы начинаем видеть другую реальность. На этом контрасте она воспринимается крайне пессимистично, взрослый мир теперь кажется таким жестоким и несправедливым. Не каждый может легко пережить это разочарование. Это так же одна из причин частых депрессий у подростков и суицидальных мыслей.
Холден начинает замечать притворство в своём окружении, и отказывается принимать его. Не просто отказывается, ему хочется бунтовать против этого. Но пока он больше бунтует в собственных размышлениях.
Во много главный герой похож на автора романа. Некоторыми взглядами, любовью к детям и уединению. Хотя и Холден в конце книги передумал сбегать из дому в хижину на опушке леса, но сам Сэлинджер провел большую часть своей жизни в затворничестве. Кстати, наверное, ему и правда так было неплохо, он прожил долго. 
Символично то, что главный герой не любит кино и Сэлинджер наложил вето на экранизацию этой книги. После того, как он столкнулся с бешеной популярностью романа, он перестал издаваться. Я думаю, эта боязнь и нелюбовь "быть напоказ" была сильна автора, и он это вложил в своего Холдена Колфилда.

"Сплошная липа. И учатся только для того, чтобы стать какими-нибудь пронырами, заработать на какой-нибудь «кадиллак», да еще вечно притворяются, что им очень важно, проиграет их футбольная команда или нет. А целые дни только и разговору что про выпивку. девочек и что такое секс, и у всякого своя компания, какая-нибудь гнусная мелкая шайка...Попробуй с кем-нибудь поговорить по-настоящему". (с)

"Вообще, если взять десять человек из тех, кто смотрит липовую картину и ревет в три ручья, так поручиться можно, что из них девять окажутся в душе самыми прожженными сволочами". (с)

Что случилось дальше с Холденом? Все его критиковала за отсутствие стремлений, желаний и планов на жизнь. Но они у него были. Просто в другом формате.

"Я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом — ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверно, я дурак". (с)

Холден Колфилд вызывает чувства ностальгии, сострадания, умиления. Роман о подростке, но рассчитан на взрослую аудиторию. Я бы рекомендовала прочитать его родителям подростков, чтоб немного вспомнить себя в этом возрасте и понимать, что сейчас происходит с ребёнком. Не знаю, насколько откликнется современным подросткам этот роман, все же, многое изменилось в них с пятидесятых. Но психологические особенности подросткового кризиса остались такими же. Я бы дала почитать эту книгу себе-подростку. А вы? 




С наилучшими пожеланиями, 
Анна Солонарь – практический психолог,
автор блога о психологии и психотерапии "Here&Now"




Комментарии

Популярные сообщения