За что платить психологу?



Когда платишь деньги, то хочется понимать, за что ты их отдаёшь или что на них покупаешь. Нам понятно, за что мы платим сантехнику, парикмахеру, водителю, так как можем наглядно видеть результат, притом достаточно быстро. С представителями естественно-гуманитарных профессий все немного сложнее. Например, мы понимаем, что платим учителю, за то, что он учит. Но ведь далеко не всегда от того, что он учит, его ученик действительно обогатится знаниями. Мы понимаем, что платим адвокату за то, чтобы он защитил нас в суде, но и это не всегда удается. Мы платим врачу, за то, что он нас продиагностирует и назначит лечение, но нельзя быть уверенным в том, что мы точно вылечимся. За что же мы платим, если результат работы с большой вероятностью может нас не удовлетворить или удовлетворить не полностью? Во всех этих случаях мы платим не столько за результат, сколько за сам процесс.

Конечно, это не значит, что к результату никто не стремится. Учитель делает все возможное в рамках своей профессии, чтоб научить ученика своему предмету. Адвокат делает все возможное, в рамках своей компетенции, чтобы обеспечить наилучший исход судебного процесса для клиента, но это не даёт гарантии того, что все действительно так будет. Врач делает то, что он может, как врач, для того, чтобы человек выздоровел, но никогда нет 100% гарантии того, что назначенное лечение поможет, каким бы квалифицированным не был специалист. Ведь как мы понимаем, результат во всех этих случаях зависит не только от специалиста, но и от их клиента, других людей, а так же от многих  обстоятельств.
Примерно так же обстоит дело с услугами  психолога. Обычно мы говорим так: "Я не обещаю, что у меня точно получится Вам помочь, однако я сделаю все возможное для этого, в рамках своей компетенции". Однако чрезмерное фиксирование внимания на предстоящем результате может даже мешать эффективной работе психолога. Консультация, терапия  это все процессы, результат которых предвидеть и спрогнозировать крайне сложно. Эти процессы сами по себе целительны, они запускают механизм изменений. Но если психолог чрезмерно озабочен идеей достичь какого-то результата, то это может только стать преградой для естественного запуска процесса трансформации.

"Мы все озабочены идеей изменения, и большинство людей пытаются измениться с помощью программы. Они хотят измениться. «Я должен быть таким» и так далее, и тому подобное. А на самом деле идея преднамерен­ных изменений никогда, никогда, никогда не работает. Как только вы говорите: «Я хочу измениться», — создаете программу, — возникают контрсилы, которые удерживают вас от изменений.
Изменения происходят сами по себе. Если вы углубляетесь в то, что вы есть, если вы принимаете это, тогда изменения автоматически происходят сами по себе.
Это парадокс изменения. Подтверждением этому служит старая добрая пословица: «дорога в ад вымощена благими намерениями». Как только вы принимаете решение, как только вы хотите измениться, вы открываете дорогу в ад.
Вы не можете измениться, поэтому вы плохо себя чувствуете, вы издеваетесь над собой и начинаете играть в знаменитую игру-самоистязание, которая так популярна у большинства людей в наше время.
Пока вы будете бороться с симптомом, он будет ухудшаться. Если вы берете на себя ответственность за то, что вы себе делаете, за то, как вы создаете симптомы, как вы создаете свою болезнь, как вы создаете свое существование, — в тот самый момент, когда вы соприкасаетесь с собой, начинается рост, начинается интеграция". 
(с) Фриц Перлз

Долгое время я считала, что смысл психотерапии в том, чтобы клиенту стало легче. И в чем-то это так, но не совсем. В процессе психологической работы могут вскрываться болезненные моменты из-за чего, порой, на какое-то время состояние клиента может становиться даже тяжелее. Многие разочаруются в этот период в психологе или самой психологической помощи и принимают решение сменить специалиста или вообще окончить эту работу. Что ж, бывает и так, что действительно, это нужно сделать, в силу некомпетентности специалиста в каком-то вопросе (впрочем, специалист и сам, понимая, с чем он может работать, а с чем нет, может порекомендовать обратиться к другому психологу или проконсультироваться у других специалистов, в верном ли направлении ведёт свою работу) или неподходящего данному клиенту метода, в котором работает психолог. Но чаще всего нужно быть готовым к долгому и нелёгком процессу, который, если пройти до конца, все же может принести свои плоды. Тем не менее, как бы там ни было, психолог, в рамках своей компетенции, заботится о безопасности терапевтического процесса, чтобы, невзирая на сложности и тяжелое состояние клиента, не нанести ему вред. Порой, клиента могут испугать собственные чувства, открывающиеся в процессе работы: "Ну вот, сходил к психологу и проплакал все время". Но стоит понимать, что встреча со своими чувствами как раз и является лечебной. Клиенту могло быть хорошо только лишь потому, что он жил в радостной иллюзии, а не потому, что реальность ей соответствует. Когда спадает пелена с глаз, может стать плохо и захочется вернуться в привычный иллюзорный мир, отказавшись от дальнейшей работы с психологом. Но суть психологической помощи не в том, чтобы поддерживать удобную для клиента иллюзию, а обеспечить встречу с настоящим собой и миром. Да, от этого не станет легче (во всяком случае, сразу), может даже и наоборот, но, только осознавая происходящее таким, какое оно есть, мы можем достигнуть трансформации и приблизиться к самим себе.
Все же, для обеспечения безопасности, мы предлагаем клиенту вариант, так сказать, временного местного анестетика – техники и приёмы, которые клиент может использовать самостоятельно для улучшения своего самочувствия. Например, работая с чувством тревоги, в процессе терапии мы стараемся приблизить клиента к его полному проживанию, при этом, знакомя клиента с техниками расслабления, которые он бы мог использовать самостоятельно вне стен кабинета психолога, когда будет уж совсем невыносимо. В случае острой необходимости мы так же можем порекомендовать клиенту обратиться за консультацией к неврологу или психиатру, для назначения медикаментозного лечения (но не "вместо" психологической психотерапии, а "вместе" с ней).
Как можно увидеть, суть психологической помощи и, соответственно, необходимости её оплаты, очень не очевидна на первый взгляд. Нет гарантии результата, сложно определить необходимые сроки работы, процесс может быть тяжёлым и сложным. Я даже слышала такую фразу: "Почему я должен платить, а вдруг, мне не понравится?" Но психолог не драгдиллер, не заведующий аттракционами, не колдун и не поставщик счастья вообще. Он, скорее, проводник, на пути встречи с реальностью.

Итак, как я понимаю, за что мне платят деньги клиенты?
·        За время. Время консультации принадлежит клиенту, и я не занимаюсь никакими другими делами параллельно.
·        За внимание. Во время консультации я в наибольшей мере пребываю во внутренней реальности клиента и не отвлекаюсь на свои личные размышления, не имеющие к процессу работы отношения.
·     За безооценочность. Я не даю оценок поведению, размышлениям или состоянию клиента, в контексте "хорошо" или "плохо". Я принимаю его реальностью такой, какая она есть, при этом абстрагируясь от своих личных убеждений и ценностей. Однако, если возникает сильное противоречие в убеждениях, вызывающее деструктивные чувства, которые могут мешать работе, я или прорабатываю эту тему лично, либо не работаю с этим, рекомендуя обратиться к другому специалисту.
·    За знания. Для получения знаний, необходимых для работы, я так же вложила и вкладываю в этот процесс свое время, деньги и труд.

Все это, а так же соблюдение психологом принципов конфиденциальности и безопасности, отличает работу с психологом от, например, беседы "по душам" с другом или подругой. 
Тем не менее, остаётся немало людей, считающих, что психолог должен работать бесплатно. Я прекрасно понимаю ситуации, когда у клиента нет дополнительных денег на оплату психологической помощи. И для таких ситуаций есть немало организаций, предоставляющих бесплатную психологическую помощь: медицинских, социальных и др. Но стоит понимать, что и в этих организациях психолог не работает бесплатно, просто его услуги оплачиваются не клиентами, а государством. В случае, когда речь идёт о частном психологическом центре или частном психологе, государство не оплачивает и не организует услуги психолога. Специалист должен самостоятельно организовать себе пространство для работы, оплачивать аренду помещения, свое образование и, в случае, необходимости, своего психотерапевта (ведь психолог, это профессия требующая постоянного самосовершенствования). Кроме этого, естественно, психологу нужны деньги на еду и одежду. Таким образом, если психолог будет работать бесплатно, он, на самом деле, работать просто не сможет. Помимо этого, оплата услуг психолога повышает уровень ответственности и мотивации самого клиента, и оплачиваемая работа зачастую идёт более успешно, чем бесплатная. Так же есть мнение, что, на самом деле, мы всегда за все платим и если не заплатили деньгами, то эта плата будет восполнена каким-нибудь другим образом: бессознательной злостью психолога на клиента, ощущением клиента, что он "что-то должен", меньшей ответственностью перед своей работой самого психолога. Эти вещи вряд ли будут очевидно лежать на поверхности, но это может не наилучшим образом отразиться на процессе психотерапии. Поэтому, как говорится, лучше взять деньгами.
При этом психотерапевтический процесс включает в себя далеко не только непосредственные встречи с психологом/психотерапевтом на консультациях. Большая часть работы происходит как раз между этими встречами, в процессе ассимиляции рождается большинство инсайтов и осознаваний. Так же неотделимы от психотерапевтического процесса любое общение между клиентом и психологом, включая организационные моменты договорённостей о встречах и оплаты. Но я не могу проконсультировать по-быстрому, на бегу, в не назначенное время консультации, поэтому в разговоре по телефону мы можем только договариваться о встрече.
Так же иногда я могу просить клиентов о  частичной предоплате консультации. Возможно, у кого-то это вызовет подозрения и клиент и вовсе не захочет приходить, и это его право. Однако я очень ценю свое время и у меня так же есть право позаботится о том, чтобы оно не было потрачено на напрасные ожидания клиента, который внезапно передумал идти на консультацию, не предупредив меня заранее. Внесение хотя бы небольшой предоплаты больше мотивирует клиента явиться на консультацию, а так же даёт мне небольшую страховку, которая может покрыть хотя бы расходы на проезд и аренду помещения, в случае, если клиент без предупреждения не пришёл. Ещё одно из условий успешного длительного сотрудничества – полная оплата пропущенных (без предварительного уведомления) консультаций со стороны клиента или же консультации за мой счёт (бесплатно для клиента) в случае, если я  её отменила без предварительного уведомления. Эти условия помогают обеспечить взаимную ответственность в клиент-терапевтических отношениях.
Однако есть и та часть моей работы, которую я могу делать бесплатно. Я веду блог о психологии, где делюсь наблюдениям и размышлениями на разные темы с психологической точки зрения, пишу рецензии на книги и т. д. Так же иногда я по собственной инициативе провожу бесплатные просветительские лекции, запись которых так же есть в свободном доступе в интернете. Возможно, уже благодаря всему этому некоторые люди смогут найти ответы на некоторые свои вопросы и понять, в каком направлении им двигаться. Даже если и нет, то все это вариант "заочного" знакомства со мной, почитав мои статьи или послушав лекции уже можно более-менее понять, подхожу ли я как специалист тому или иному человеку.
Работа психолога не так проста, как может иногда может показаться. Преимущественно это беседа, но построенная специальным образом, она отличается от общения с любыми другими людьми, этот метод изначально был назван "talking cure" (терапия разговором), придуман и внедрен в практику изначально психиатрами, которые обнаружили, что, порой, правильно построенный разговор может быть эффективнее электрошока или только медикаментозного лечения. И, на самом деле, в этом одна из главных сложностей работы. Какие бы не были алгоритмы работы с теми или иными проблемами, с каждым клиентом все по-разному, никогда заранее не знаешь, куда заведёт беседа, к каким глубинам вы доберётесь или наоборот, сколько будете стоять на месте, пока клиент окажется готовым открыться новому опыту. За что платить психологу? Я обозначила свое виденье этого вопроса. Возможно, у вас есть свой вариант ответа. Но в любом случае, это работа, которая должна быть оценена. 



С наилучшими пожеланиями, 
Анна Солонарь – практический психолог,
автор блога о психологии и психотерапии "Here&Now"


Комментарии

Популярные сообщения