Психоделический опыт



Не так давно я делилась своим отзывом на "Тибетскую книгу мертвых" ("Бардо Тхедол"), которая, как по мне, является гениальнейшим произведением, в котором с помощью метафорически оформленного  эзотерического текста (что значит, что написанное не следует понимать буквально, а в переносном смысле) описываются глубинные психологические явления и состояния, которые психологическая наука открыла уже в ХХ веке. Внимательно читая этот трактат, можно понять, что книга написана не только для мертвых, но и для живых. Такое её трактование и представляет собой работа трех учёных, профессоров Гарварда 
– доктора медицины, психофармаколога Ральфа Метцнера, психолога, доктора философии Ричарда Олперта (Баба Рам Дасс) и психолога, доктора философии Тимоти Лири. Авторы внесли немалый вклад в изучение психологии личности, а так же экспериментально изучали эффекты, возникающие при применении психоделических препаратов. Со временем в СМИ поднялась шумиха из-за интереса студентов к наркотикам, что повлекло за собой вынужденное прекращение экспериментов, но авторы продолжили свою работу вне стен Гарварда. Благодаря этому у нас есть их гениальная работа под названием "Психоделический опыт".

Какая же связь между "Тибетской книгой мертвых" и психоделическими опытами? Я уже писала, что этот трактат следует понимать гораздо шире, чем просто руководство с наставлениями для умирающего, которые должны помочь достичь просветления или хотя бы более-менее благоприятного нового рождения. И авторы "Психоделического опыта" на основе "Бардо Тхедол" создали руководство  с наставлениями для проведения психоделических сессий. Во время переживания психоделического опыта человек сталкивается с теми же вещами, что и умирающий, согласно "Бардо Тхедол". Суть смерти, собственно, тоже можно понимать метафорично. Это не только смерть тела, но и смерть эго, в первую очередь, что и пытаются донести авторы "Психоделического опыта". Чем же может быть полезна эта смерть? Мы боимся этого слова, мыслей о ней, упоминаний, осознаваний. Но что значит смерть не в буквальном, а в эзотерическом контексте? Кто знаком с Картами Таро, наверняка помнит, что карта с изображением смерти означает ТРАНСФОРМАЦИЮ. Конец  это смерть одного и начало другого. Всё это и представляет собой трансформацию. И именно она является целью психоделического опыта. Возможность испытать изменённое состояние сознания ещё будучи живым. И это даёт возможность, как просветления, так и нового рождения, в психологическом смысле.

"Психоделический опыт  это путешествие в новые области сознания. Сфера действия и содержание этого опыта беспредельны, а его отличительной особенностью является выход (трансценденция) за пределы вербальных понятий и пространственно-временных измерений, за пределы эго, или личности. К такого рода опыту расширенного сознания можно прийти разными путями: с помощью сенсорной депривации, упражнений йоги или систематической медитации; этот опыт может иметь место в минуты религиозных или эстетических экстазов, а также может возникать спонтанно. В последнее время этот опыт стал доступным любому человеку, благодаря открытию таких психоделических препаратов, как ЛСД, псилоцибин, мескалин, DMT и так далее".

Замечу, что исследования и эксперименты, на основе которых составлена книга, проводились в 60-е, когда, собственно, ещё не были запрещены законодательством США. В настоящий момент в Штатах их нельзя получить по рецепту, они классифицированы как "экспериментальные" и доступны исключительно исследователям-психиатрам, исследования которых спонсируются государством или штатом в рамках психиатрических клиник. Однако, как и говорят сами авторы, есть другие варианты получения психоделического опыта, просто с препаратами проще, а в момент проведения этих психоделических исследований препараты ещё не были запрещены.

"Вы стоите на пороге постижения истины: ни один из феноменов состояния освобождения от эго не обладает никакой реальностью. Поэтому пусть они так и останутся иллюзиями, которые накопились в вашем сознании как отложения игрового (обусловленного сансарой) опыта или как то, что мы унаследовали от органической природы с ее историей, насчитывающей миллиарды лет. Признание этой истины дает освобождение.
Разумеется, невозможно классифицировать бесконечное множество перестановок и комбинаций визуальных элементов. Кора головного мозга содержит отпечатки миллиардов образов, восходящих к истории человека, человечества, всей органической жизни. Эти образы могут наполнять сознание со скоростью ста миллионов единиц в секунду (по Данным нейрофизиологов). Волнения на поверхности этого сияющего, исполненного гармонии моря образов — это результат деятельности мыслящего разума. На бескрайних водных просторах «Тихого» Океана качается крошечный открытый ротик и (в промежутках между тем, как наглотаться соленой воды) выкрикивает: "Упорядочить! Систематизировать! Объяснить все это!"
Никто не может предсказать ни то, какими будут видения, ни их последовательность. Можно лишь убедить участников закрыть рот, дышать носом и отключить неугомонный объясняющий разум. Однако это может получиться только у опытного, мистически одаренного человека (что позволит ему оставаться в безмятежном состоянии просветления). Неподготовленный путешественник будет сбит с толку или, хуже того, впадет в панику, пытаясь силой разума контролировать океан".

Итак, что представляет собой книга? Достаточно обширное предисловие, в котором говорится о том, что собственно говоря представляет собой психоделический опыт и чем он может быть полезен, о связи ''Тибетской книги мертвых" и психоделического опыта, о роли исследователя В. И. Эванса-Вентца, психоаналитика К. Г. Юнг и Ламы Говинды в понимании этого трактата. Следующий раздел это сама "Тибетская книга мертвых" в психоделическом трактовании. Третий раздел описывает технические замечания о проведении психоделических сессий и в последнем разделе приводятся тексты наставлений и варианты медитаций, которые можно использовать во время психоделической сессии.

Эта книга содержит информацию не столько теоретическую, сколько практическую, но она интересна во всех вариантах её использования. Это и философия, и нейрофизиология, и психология личности за пределами самой личности, это глубокий взгляд на то, что делают с нами игры нашего разума, и как мы можем выйти из игры или хотя бы "родиться" в новой роли. 

''Тибетское руководство утверждает, что путешественник в конечном итоге возвращается в один из шести миров игрового существования (сансары). Это означает, что обретение нового эго может происходить на одном из шести уровней, соответствующих шести типам личности. Два из них располагаются выше обычного уровня человеческой личности, а три – ниже. Самый высокий, уровень наибольшей просветленности, принадлежит дэвам, то есть тем, кого на Западе называют святыми, мудрецами или божественными учителями. Это наиболее просветленные люди из всех, кто когда-либо посещал землю, такие, как Гаутама Будда, Лао-цзы, Христос. Второй уровень принадлежит асурам,которых можно назвать титанами или героями, то есть людьми, обладающими необычной силой и проницательностью. Третий уровень составляет большинство нормальных человеческих существ, которые бьются в сетях игры и лишь в редких случаях достигают освобождения. Четвертый уровень соответствует примитивным животным инкарнациям. В этой категории мы встретим собаку и петуха, которые являются символами гиперсексуальности и ревности; свинью, символизирующую глупость и нечистоплотность; трудолюбивого и запасливого муравья; гусеницу и червя, означающих приземленность и ничтожность; змею, коварную и стремительную; обезьяну с ее неистовой, первобытной силой; рычащего "степного волка"; вольно распевающую птицу. Можно было бы еще долго перечислять. Во всех культурах мира люди представлялись в образах животных. Это всем известно по детским воспоминаниям или сновидениям. Пятый уровень – это уровень невротиков (прет),разочарованных, безжизненных духов, тщетно пытающихся утолить свои желания. Шестой, низший уровень – это ад, или состояние психоза. Менее одного процента опытов с трансценденцией за пределы эго заканчивается святостью или психозом. Большинство людей возвращается на нормальный человеческий уровень".
И точно так же как "Тибетская книга мертвых" предназначена не только для мертвых, "Психоделический опыт" можно использовать далеко не только как руководство для проведения психоделических сессий с использованием психоделиков. Это руководство можно использовать для практики осознанных сновидений, астральных путешествий, медитаций, практики глубоких трансперсональных переживаний и т. д. без применения психоделических препаратов. Авторы упоминали в книге о важности наставника, руководителя психоделической сессии, т.е. самостоятельно лучше такими экспериментами не заниматься, да и не для всех они могут быть безопасны вообще. И я так же обращаю внимание на то, что без наставника-психотерапевта лучше не погружаться в психоделический опыт, а особенно с использованием психоделических препаратов. Важно понимать, что предназначение психоделиков не в развлекательно-увеселительных экспериментах, но для помощи в глубокой внутренней работе, личностной трансформации. Если неверно использовать этот процесс (а в отсутствии наставника это очень вероятно), то трансформация может произойти совсем не в том направлении, в котором бы хотелось. В редких случаях, как такие побочные эффекты, так же могут случаться психозы. Поэтому –  эксперименты и работу с глубинными слоями психики всегда лучше проделывать под руководством или присмотром опытного специалиста, который не только сам является психологом/психотерапевтом/психиатром/йогом/ламой и т. д., но и так же сам имеет знания и опыт в психоделических состояниях и знаком с этим руководством.


“О, мой друг, слушай внимательно.
Те физические симптомы,
Которые ты ощущаешь,
Не вызваны препаратом.
Они указывают на то,
Что ты сопротивляешься чувствам,
Которые не соответствуют
Твоим обычным переживаниям.
Ты не можешь управлять
Этими универсальными волнами энергии.
Позволь твоим чувствам
Расплавить все вокруг тебя.
Стань частью этих волн.
Погружайся в них и плыви сквозь них.
Позволь себе пульсировать
С окружающими тебя вибрациями.
Расслабься.
Не борись.
Твои симптомы исчезнут,
Как только исчезнут усилия эго.
Прими эти симптомы
Как сообщения своего тела.
Приветствуй их.
Наслаждайся ими”.

Рекомендую книгу в первую очередь психологам и психотерапевтам, а так же практикующим духовные практики и интересующимся воздействием психоделических веществ на психику человека.

“Помни:
Свет — это энергия жизни,
Негасимое пламя жизни.
Вечно меняющийся, пульсирующий цветовой хаос
Может поглотить твое видение.
Это бесконечная трансформация энергии.
Процесс жизни.
Не бойся его.
Покорись ему.
Соединись с ним.
Он — часть тебя.
Ты — часть его.
И еще помни:
За пределами неиссякаемого потока энергии жизни
Есть вечная реальность — Пустота.
Твое собственное пробужденное сознание,
Не имеющее формы и цвета,
По природе своей пусто.
Оно — сама Реальность.
Всеблагость.
Совершенный покой.
Свет.
Сияние.
Движение — это огонь жизни,
Из которого все мы являемся.
Соединись с ним.
Он — часть тебя.
За пределами
Света жизни
Есть безмятежное безмолвие пустоты.
За всеми превращениями сокрыто тихое блаженство.
Улыбка Будд”.



С наилучшими пожеланиями, 
Анна Солонарь – практический психолог,
автор блога о психологии и психотерапии "Here&Now"








Комментарии

Популярные сообщения