Как психические расстройства становятся нормой



Норма - как правило, понятие среднестатистическое, т. е., как у большинства - так и нормально. Но бывает ведь и так, что большинство - нездорово, временами, условно больным могло быть целое общество - вспомните массовые одержимости коммунизмом, нацизмом, крестовые походы и сжигания на костре "еретиков". Поэтому я больше склоняюсь к другому варианту, который опирается на то, что является нормой с точки зрения благополучия для себя и других.

В этом плане, для меня как психическая норма откликается концепция психического здоровья Нэнси Мак-Вильямс  (американский психоаналитик, доктор философии по психологии личности).
Вот какие составляющие психического здоровья она выделяет:

 1. Способность любить. Способность вовлекаться в отношения, открываться Другому человеку. Любить его таким, какой он есть: со всеми недостатками и достоинствами. Без идеализации и обесценивания. Это способность отдавать, а не брать. Это касается и родительской любви к детям, и партнерской любви между мужчиной и женщиной.

 

2. Способность работать. Это касается не только профессии. Это в первую очередь о способности создавать и творить то, что ценно для человека, семьи, общества. Людям важно осознавать, что то, что они делают, имеет смысл и значение и для Других. Это способность привносить в мир что-то новое, творческий потенциал. Подростки часто испытывают сложность в этом.

 

3. Способность играть. Здесь речь идет как о прямом смысле «игры» у детей, так и о способности взрослых людей «играть» словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие. Нэнси Мак-Вильямс приводит исследование эстонско-американского психолога Jaak Panksepp, который доказал, что игра имеет большое значение для развития мозга. Он писал, что молодые животные часто играют, используя телесный контакт, и это является важным и значимым для их развития. При этом если животным не позволить играть один день, то на следующий день они будут играть с двойным усердием. Ученый провел аналогию с людьми и сделал вывод, что возможно, гиперактивность у детей — это следствие недостатка игры. Кроме того в современном обществе наблюдается общая тенденция к тому, что мы перестает играть. Наши игры из «активных» превращаются в «отстраненно-наблюдательные». Мы все меньше сами танцуем, поем, занимаемся спортом, все больше наблюдая за тем, как это делают другие. Интересно, какие это несет последствия для психического здоровья?..

 

4. Безопасные отношения. К сожалению, нередко люди, обращающиеся в психотерапию, состоят в насильственных, угрожающих, зависимых — одним словом, нездоровых отношениях. И одна из целей психотерапии помочь им это исправить. Чтобы лучше понять причины и природу этого явления, мы можем обратиться к теории привязанности Джона Боулби. Он описал три типа привязанности: нормальную, тревожную (сложно выносить одиночество, поэтому человек «прилипает» к значимому объекту) и избегающую (человек может легко отпустить Другого, но при этом остается с колоссальной тревогой внутри). Впоследствии выделился еще один тип привязанности — дезорганизованный (D-тип): люди с этим типом привязанности часто реагируют на ухаживающего за ними человека как на источник одновременно тепла и страха. Это свойственно людям с пограничным уровнем личностной организации, и часто наблюдается после насилия или отвержения в детстве. Такие люди «прилипают» к объекту привязанности и одновременно «кусают» его. К сожалению, нарушения привязанности — весьма распространенное явление. Но, хорошая новость в том, что тип привязанности можно изменить. Как правило, для этого хорошо подходит психотерапия (от 2-х и более лет). Но, возможно изменение типа привязанности и при наличии стабильных, безопасных, длительных (более 5 лет) отношений с партнером.

 

5. Автономия. У людей, обращающихся в психотерапию, часто отмечается ее недостаток (но огромный потенциал, раз они в терапию все-таки пришли). Люди делают не то, чего на самом деле хотят. Они даже не успевают «выбрать» (прислушаться к себе), чего же им хотеть. При этом иллюзорно автономия может смещаться на другие области жизни. Например, пациенты, страдающие от анорексии, зачастую пытаются контролировать хоть что-то, что им кажется доступным, выбирая при этом вместо своих желаний собственный вес.

 

6. Постоянство себя и объекта или концепция интегрированности. Это способность оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я: как хорошими, так и плохими, как приятными, так и не вызывающими бурной радости. Это также способность чувствовать конфликты и при этом не расщепляться. Это контакт между ребенком, которым я был, тем, кто я есть сейчас, и той личностью, которой я буду через 10 лет. Это способность учитывать и интегрировать все, что дано природой и то, что я в себе сумел развить. Одним из нарушений этого пункта может быть «нападение» на собственное тело, когда оно бессознательно не воспринимается, как часть себя. Оно становится чем-то отдельным, что можно заставить голодать или резать и.т.п.

 

7. Способность восстанавливается после стресса (сила Эго). Если у человека достаточно силы Эго, то, когда он сталкивается со стрессами, он не заболевает, не использует для выхода из него только одну ригидную защиту, не срывается. Он способен самым лучшим способом адаптироваться к новой ситуации.

 

8. Реалистичная и надежная самооценка. Многие люди нереалистично и при этом слишком жестко оценивают себя, обладают критикующим суровым Супер-Эго. Возможна и обратная ситуация (характерная для США) — наоборот завышенная самооценка. Родители восхваляют детей, желая иметь все самое лучшее, в том числе и «лучших» детей. Но такая необоснованная похвала, лишенная в самой своей сути любви и тепла, вселяет в детей чувство пустоты. Они не понимают, кем являются на самом деле, и им кажется, будто никто их в действительности не знает. Они часто действуют, как будто имеют право на особое отношение к себе, хотя по сути не заработали этого.

 

9. Система ценностных ориентаций. Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, при этом был гибок в следовании им. В 19 веке говорили о «моральном безумии», что сейчас называют скорее антисоциальным расстройством личности. Это серьезная проблема, связанная с непониманием, нечувствованием человеком различных этических, моральных и ценностных норм и принципов. Хотя в то же время у таких людей могут быть сохранны другие элементы из данного списка.

 

10. Способность выносить накал эмоций. Выносить эмоции — значит уметь оставаться с ними, чувствовать их, при этом не действуя под их влиянием. Это также одновременная способность оставаться в контакте и с эмоциями, и с мыслями — своей рациональной частью.

 

11. Рефлексия. Способность оставаться эго-дистонным, посмотреть на себя как бы со стороны. Люди с рефлексией способны видеть, что именно является их проблемой, и соответственно, обходиться с ней таким образом, чтобы решить ее, максимально эффективно помогая себе.

 

12. Ментализация. Обладая этой способностью люди способны понять, что Другие — это совершенно отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой. Такие люди также видят разницу между тем, что они чувствуют себя обиженными после чьих-то слов и тем, что на самом деле Другой человек не хотел их обидеть. Обида скорее вызвана их личным, персональным опытом и личностными особенностями.

 

13. Широкая вариативность защитных механизмов и гибкость в их использовании.

 

14. Баланс между тем, что я делаю для себя и для своего окружения. Это про возможность быть собой и заботиться о собственных интересах, учитывая при этом и интересы партнера, с которым есть отношения.

 

15. Чувство витальности. Способность быть и чувствовать себя живым. Винникот писал, что человек может нормально функционировать, но при этом быть как будто неживым. О внутренней омертвелости писал и Андре Грин.

 

16. Принятие того, что мы не можем изменить. Это про способность искренне и честно грустить, испытывать скорбь в связи с тем, что невозможно изменить. Принятие своей ограниченности и оплакивание того, чего бы нам хотелось иметь, но его у нас нет.

Не могу сказать, что я согласна прям со всем в этой классификации, но многое очень похожее говорят о норме и другие психотерапевтические направления и психиатрия, с которой я ближе познакомилась на лекциях психиатра и гештальт-терапевта Сергея Сазонова "Психиатрия для психологов". В общем и целом, говоря о взрослом человеке, нормальной можно считать личность, которая:

  • Может строить отношения с другими и при этом комфортно себя чувствовать наедине с собой, 
  • Обладает достаточной (но не самоуничижающей) критичностью к себе, 
  • Реагирует на внешние события соизмеримо их размеру и значению (например, убить человека в ответ на словесное оскорбление - неадекватно, и не нужно быть семь пядей во лбу, чтобы это понять), 
  • Типична и креативна одновременно - однотипно реагирует на однотипные ситуации и может гибко их менять, когда обстоятельства меняются (или как поиск наиболее оптимального решения одной и той же задачи)
  • Не смотря на то, что, конечно же управлять чувствами на самом деле ни здоровый, ни больной человек не может, здорового отличает то, что он может управлять своими действиями и действует, в основном, осознанно (в основном, потому что часть того, что мы делаем, все равно диктуется бессознательным). И здоровый человек может вести себя, как бы сказали, неадекватно - если он это делает осознанно и намеренно. Например, больной наденет ведро на голову, будучи уверенным, что это шляпа или что ведро для этого и предназначено, а здоровый тоже может выйти на улицу с ведром на голове, но прекрасно понимая, что это ведро и так не принято, делая это ради эпатажа или чего-то там еще.

Как мы видим, упоминаний о чем-то среднестатистическом здесь нет, хотя, конечно, в определенных случаях это верно, но это больше относится к биологическому аспекту, так как то, как в большинстве устроены люди, является наиболее адаптивным вариантом для выживания и продолжения рода. Однако, с социальным аспектом дело часто обстоит иначе. 

Мне когда-то попалась очень меткая статья об этом, у психолога Данила Гуляева, где также отмечалось, как в разные времена частенько возникала мода на разные психические расстройства. Эпоха декаданса (XIX-XX век) - депрессия, ангедония, 20-е годы XX века - истерия, 60-е XX века - галлюцинации. А что у нас сейчас? 

Подумайте-ка, кто у нас сейчас считается самым "нормальным", какой образ культивируется? 

Позитивный, оптимистичный, способный сделать миллион дел одновременно, неустанно трудящийся, имеющий несколько бизнесов, детей, которые с пеленок в "развивашках", поглощающий и воспроизводящий тонны информации, быстрый в реакциях, имеющий миллион связей... Мистер и Миссис Успех - символ современности. Для подростков и юношей это ещё может быть Король/Королева Тусовок. 

Вроде бы звучит очень красиво и притягательно. И хочется примерить этот образ. Признаюсь честно - мне самой очень импонирует и близок этот образ жизни, тусить-учиться-трудиться - моя тема, возможно, как и для многих других миллениалов (а, может, у меня периодически всплывает то самое расстройство, о котором я буду говорить ниже? 😆) Да, это захватывающе. Но и истощающе. Маргарет Тэтчер хвасталась, что спит по 4 часа в сутки.. И ее одолел Альцгеймер, который, поговаривают, очень связан не только с самим возрастом , но и с нехваткой сна (об исследованиях взаимосвязи сна и Альцгеймера круто написано в книге Мэттью Уолкера "Зачем мы спим"). 

А теперь следующий вопрос - какое же это новомодное, но вовсе не новое психическое расстройство? 

Расстройство это именуется биполярным аффективным расстройством, а конкретно в том образе, который я описывала выше, речь идет о маниакальном синдроме, который включает в себе это расстройство. 

Если очень кратко, то (определение из МКБ-10): 

Биполярное аффективное расстройство (БАР)  - это расстройство, характеризующееся двумя или более эпизодами, при которых настроение и уровень активности пациента значительно нарушены. Эти нарушения представляют собой случаи подъема настроения, прилива энергии и усиления активности (гипомания или мания) и случаи падения настроения и резкого снижения энергичности и активности (депрессия). Повторные эпизоды только гипомании или мании классифицируются как биполярные.

А теперь конкретнее о маниакальном синдроме (из учебника по психиатрии):

"Характеризуется триадой симптомов: резко повышенным настроением с усилением положительных эмоций, повышением двигательной активности и ускорением мышления. Обычно проявляется на фоне интеллектуальной сохранности. Больные в состоянии мании, как правило, оживлены, беспечны, смеются, поют, танцуют, полны радужных надежд, переоценивают свои способности, вычурно одеваются, острят. Маниакальная картина наблюдается, прежде всего, при маниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза. Выделяют атипичные маниакальные состояния: спутанная мания - беспорядочное возбуждение, гневливая мания - раздражительность, придирчивость, маниакальный ступор.
При маниакальном состоянии наблюдаются следующие симптомы, которые имеют важное диагностическое значение. 

  • Приподнятое (экспансивное) настроение: состояние приподнятого настроения, часто заразительного и преувеличенное чувство физического и эмоционального благополучия, непропорциональное обстоятельствам жизни индивида. Часто присутствует элемент раздражительности.
  • Повышенная физическая активность: проявляется в непоседливости, перемещении, бесцельных движениях, неспособности сидеть или стоять спокойно, и т. д.
  • Повышенная говорливость: больной говорит слишком много, быстро, часто громким голосом, в речи присутствуют ненужные слова. Чрезмерное стремление говорить.
  • Отвлекаемость: тривиальные события и раздражители, обычно не привлекающие внимания, завладевают вниманием индивида и делают его/ее неспособным устойчиво задерживать на чем-либо внимание. Пониженная потребность во сне.
  • Уменьшение сна отражает гиперактивность индивида. Некоторые аффективные больные истощаются, и период дневной активности; другие идут спать в первые часы пополуночи, рано просыпаются, чувствуя себя отдохнувшими после краткого сна, и горят желанием начать следующий, полный активности день.
  • Сексуальная несдержанность: поведение, при котором индивид делает сексуальные предложения или поступки вне рамок социальных ограничений или учета преобладающих общественных условностей.
  • Безрассудное, опрометчивое или безответственное поведение: поведение, при котором индивид пускается в экстравагантные или непрактичные предприятия, безрассудно тратит деньги или берется за сомнительные предприятия, не осознавая их рискованности.
  • Повышенная общительность и фамильярность: утрата чувства дистанции и потеря нормальных социальных ограничений, выражающиеся в повышенной общительности и крайней фамильярности.
  • Скачка идей: беспорядочная форма мышления, субъективно проявляющаяся как «напор мыслей». Речь быстрая, без пауз, и, благодаря возрастающей бессвязности, теряет цель и блуждает далеко от исходной темы. Часто употребляет рифмы и каламбуры.
  • Гипертрофированная самооценка: гипертрофированные идеи собственных возможностей, владений, величия, превосходства или собственной значимости."

Что же такого плохо в таком прекрасном маниакальном состоянии? Что в этом нездорового? Человек-то счастлив и, как правило, не особо опасен. Я вот тоже когда-то думала, что мерило нормы - это ощущение счастья, и если человек счастлив и никому (в том числе и себе) не вредит, то условно можно считать его нормальным. Но в том-то и дело, что вред на самом деле есть. 

Перевозбуждение и нехватка отдыха грозят соматическими и психическими проблемами. Не зря маниакальный синдром не выделяют отдельно, а включают в БАР - после такого эйфорического подъема наступает истощение, депрессия.
Другой момент - человек в таком маниакальном состоянии, по сути, хотя и редко страдает прямо таки галлюцинациями, все же видит мир более чем искаженно (на самом деле мы все искаженно его видим, вопрос, скорее, в степени этих искажений). Он в "розовых очках", которые мешают полноценно оценить ситуацию.

Сейчас много говорят о том, как это "вредно" пессимистично смотреть на мир. Но оптимизм - такое же искажение реальности, просто более приятное. И, кстати, люди в депрессии часто дают более реалистичные прогнозы, отсюда возник термин - депрессивный реализм. Чем чреват излишний оптимизм? Человек вкладывает деньги в неуспешные проекты (так как они все кажутся, ему успешными) и, в итоге, несет убытки (а часто и не только он, но и вся компания). Он влезает в долги и кредиты, будучи оптимистично уверенным, что его 3 копейки сегодня превратятся в 3 миллиона завтра. Он занимается сексом со всеми попавшимися под... Не видя потенциально опасных партнёров. Он не ходит в больницу, так как "это фигня, все само собой пройдет". Те же вещества, вроде кокаина, амфетамина, экстази - призваны ввести нас в это состояние, ведь оно так заманчиво. И даже, в сравнении с ними, "безобидные" кофе и сигареты (которыми я сама злоупотребляю) - так же стимулируют нашу психику, правда, не так сильно, но все же, они "помогают" нам меньше спать, больше думать и делать. 

И это только малая часть того, как человек в маниакальном психозе может сам себе навредить таким безудержным оптимизмом. Теряется критичность мышления - а это, как мы помним, одна из важных составляющих психического здоровья. И иногда человек этим вредит не только сам себе, но и другим, актуальный пример: в условиях эпидемии, человек с температурой не обращается к врачу, не надевает маску, еще и идет в общественное место. Но не обязательно все, страдающие маниакальным синдромом будут вести себя сейчас именно так. Они могут делать это "продуктивно" - подорваться на всевозможные онлайн-проекты, волонтерство, саморазвитие и опять не оставить себе времени для сна и отдыха (во всяком случае, пассивного). 

И конечно же это иллюзия, что подобный образ жизни приведет к тому самому "успешному успеху". Нереалистичность ожиданий, неумение видеть и просчитывать возможные риски грозят провалить дело. Неумение отдыхать приведет к истощению. От позитива рано или поздно психика устанет и захочет "перезагрузиться" - наступит апатия и депрессия. А тот самый успешный образ так и останется образом.

Также модные сейчас расстройства - нарциссическое и истероидное (демонстративное). Это не прямо-таки заболевания, как в случае с БАР,  они не настолько искажают восприятие реальности, поэтому относится к расстройствам личности или психопатиям (да, психические заболевания и психопатии - не одно и тоже). Но, все же, это расстройства, так как на самом деле мешают человеку жить, да и другим, окружающим его, тоже.

Истероидное и нарциссическое расстройство - не одно и тоже, хотя могут быть очень похожи на первый взгляд.

Об истерическом расстройстве из книги Смулевич А.Б. ‹‹Пограничные психические нарушения››:

"Истерическое расстройство личности, или истерический тип психопатии. Истерические реакции (стигмы, обмороки и т. п.) и другие формы истерического поведения (экстравагантность, склонность драматизировать тривиальные ситуации, стремление быть в центре внимания), свойственные психопатии этого типа, имеют достаточно широкое распространение и нередко наблюдаются у психопатических личностей иных типов при развитии невротических реакций или реактивных психозов. Истерической психопатии свойственны не только психогенно обусловленные истерические реакции и формы поведения, но и определенный склад личности. Это люди внутренне малосодержательные, подчас пустые и даже убогие, в балансе их психической жизни наибольшую роль играют внешние впечатления. У них нет собственного мнения, собственных устоявшихся взглядов на жизнь; их суждениям недостает зрелости, серьезности и глубины. Их поведение диктуется не внутренними мотивами, а рассчитано на внешний эффект."

По той же Нэнси Мак-Вильямс, личность с нарциссическим расстройством представляет собой «организованную вокруг поддержания самоуважения путем получения подтверждения со стороны», «озабоченные тем, как они воспринимаются другими, нарциссические люди испытывают глубинное чувство, что они обмануты и нелюбимы».

Основное отличие истероида от нарцисса - первый более ориентирован на похвалу со стороны других, зависим от их признания, часто "заигрывается" в какую-то роль, внешне совершенно не соответствуя ей. Они сравнивают себя с другими, и более озабочены созданием внешней видимости соответствия какому-то образу. Например, их образ из социальных сетей или любая другая самопрезентация совершенно не соответствует тому, что они представляю из себя на самом деле. Нарциссы же, более независимы от мнения других, они оценивают себя согласно их личным достижениям, при этом не особо сравнивая себя с другими и не завидуя им (они слишком высокого о себе мнения, чтобы допустить мысль о том, что кто-то лучше). Но, в случае неуспеха, они с такой же силой могут чувствовать себя ничтожеством. Ну или непризнанным гением. 

И истероидное, и нарциссическое расстройство сейчас в той или иной степени прямо-таки "вмонтируются" в нашу жизнь. В какой-то степени они в чем-то стали неизбежны, в реалиях современного мира. Социальные сети, культивирование достигаторства и быстроменяющийся мир делают из нас нарциссических психопатов (конечно, я несколько утрирую), кого-то меньше, кого-то больше (и я, признаюсь, возможно, тоже не исключение). Что делать, такова реальность, а сейчас, в условиях карантина, тем более - ты вряд ли сможешь быть успешным, если мало заявляешь о себе, никто о тебе не узнает, а от реакции окружающих на то, что ты постишь, во многом также зависит дальнейшая популярность. А успешность ведь важна! Правда, истероид может сам себе придумать и всем внушить, что он успешен, и на этом успокоиться, нарциссу же важны реальные достижения, поэтому он истощается. Впрочем, потребность в самовыражении и чувствительность к критике в определенных дозах есть и у здоровых людей, нарциссизм отличает то, что эта задача затмевает все остальные и человек уверен в своем превосходстве над другими (на самом деле - нет, он, скорее, сам себя пытается в этом убедить), для истероида же главная задача - убедить весь мир в своем превосходстве. 

В условиях современного мира, маниакальность, истероидность и нарциссизм особенно подпитывают друг друга. Самооценка и самочувствие нарцисса зависит от его успешности, и, как следствие, от восторгания им другими людьми. Если все получается хорошо - он считает себя гением, если дела идут не очень - он чувствует себя никчемным. Здесь прослеживается так же биполярность, как и в случае с БАР. Это мотивирует нарцисса больше делать и достигать, но когда он столкнется с неудачей, то он резко перестанет ощущать себя таким грандиозным, и будет думать, что он неудачник, до следующего успеха.

Но, знаете, это все не приговор. Да, такое время, и да, у кого-то может есть признаки этих расстройств. Но это не значит, что ничего совсем не поделаешь. Можно адаптировать эти расстройства под актуальное, научиться осознавать то, что происходит с нами и выбирать как нам действовать самим, а не своим симптомам. Если ты трудоголик, то просто постарайся вспоминать о необходимости отдыха - так и труд потом будет продуктивнее. Если накрывает чувство ничтожности от какого-то провала - вспомни свои успехи и работай над ошибками. Можно пробовать вспоминать себя в другом состоянии, это расширяет взгляд на ситуацию. На самом деле, нет как ничего однозначно плохого, так и однозначного хорошего. Я не призываю теперь всех "клеймить" диагнозами, их, при желании, действительно можно найти у каждого. Этой статьей я только хотела обратить внимание на то, как психические расстройства возводят в ранг нормального и люди, возможно, не попадающие в "модные" расстройства, начинают считаться какими-то ущербными. На самом деле все имеют право быть такими, какие они есть. Но желательно стремиться к тому, что считается психическим здоровьем. На самом деле, это очень увлекательно. 🙂

P. S. Писала эту статью ночью, и поймала себя на том, что, наверное, лучше было бы лечь спать. Но маниакальность в моменты творческого вдохновения остановить не так уж просто😆



С наилучшими пожеланиями, 
Анна Солонарь - практический психолог, автор блога о психологии и психотерапии Here&Now 

 


Комментарии

Популярные сообщения