Карантин, адаптация и развитие



Сейчас, так или иначе, для многих из нас рушится привычный жизненный уклад. Адаптативные механизмы психики ищут варианты получения всего того же, что было привычным ранее в жизни, другим способом. И это нормально и естественно, так устроен наш мозг, и я так же через это прохожу.

Новые ограничения в чем-то вскрывают наши слабые места, а в чем-то - открывают новые возможности. Хотя, если задуматься, то многие из этих новых возможностей вовсе не новы - они существовали и раньше, просто мы не так интенсивно ими пользовались. И в тоже время, это касается не всех. 

Кто-то уже давно живет на 80-90% онлайн в силу либо рода деятельности, либо имеющихся ограниченных возможностей по причине состояния здоровья, ухода за больными и т. д., либо наличия интернет-зависимости. Людям с ОКР не нужно напоминать о более частом мытье рук. Женщинам, находящимся в декрете или имеющим часто болеющих детей, которых не с кем оставить, не приходится удивляться сложностям жизни, когда детский сад закрыт на карантин. В конце концов, те, кто находится в местах лишения свободы, мягко говоря, намного в большей степени познают суть изоляции. И таких примеров масса, когда то, что для одних явный удар по привычному образу жизни, является привычным способом существования для других (хотя это, конечно, не значит, что им от этого хорошо).
И мы сейчас можем как бы действительно в чем-то стать на место других людей, прочувствовать, хотя бы частично, как это - так жить. Я думаю, это тот момент, который может развить в нас большее понимание и сострадание друг к другу.

Заметила так же, что многие из тех, кто практически без особого напряга и даже незаметно для самих себя жили онлайн 24/7, сейчас стали ощущать большую потребность в живых контактах, прогулках и т. д. Пока все это было доступно, оно как будто не имело особой ценности, а сейчас, понимая, что мы официально в этом ограничены, захотели встречи с реальным миром. 
И еще, я тут подумала, а что если суть развития не в том (или не только в том) , чтобы подстраивать то, что было под то, что есть, просто меняя форму, например, делать онлайн все тоже, что было оффлайн. Что если это про нечто совсем другое, что если задуматься не только о форме, но и о содержании? Может быть, смысл с пользой использовать происходящее, не в том, чтобы устраивать себе и другим очередные марафоны по достижению, прокачке успешности, эффективности, скорости, многозадачности, чего и так с избытком хватает в нашей маниакальной эпохе?
(Кстати, возможно, многие из вас заметили в себе, что сейчас стали ещё более активны, продуктивны и т. д., чем раньше - стресс мобилизирует, и это один из лучших, хотя и достаточно суровых мотиваторов)
Но что если большую пользу мы получим, если, хотя бы частично, не будем гнаться за большей и большей активностью, а наоборот - поддадимся пассивности, которую создает нам происходящее? Что если это время для того, чтобы замедлиться, притормозить, услышать, в конце концов, не призывы лайф-коучей, мотиваторов и т. д., а самих себя?
На самом деле, я не знаю, как правильно, и не уверена, есть ли это "правильно" вообще, я всегда ищу правду где-то между, посередине. Определенная активность нужна и необходима для выживания, но здесь очень важно не превратиться в белку в колесе и давать место пассивности. Думаю, каждый и сам понимает, как ему сейчас лучше. Но что будет, если посмотреть на происходящее с разных сторон?
P. S. Ничего не имею против дистанционного обучения, но мне искренне жаль школьников, которые сейчас стали буквально его жертвами и вынуждены проводить за компьютером абсолютно ненормированное количество времени (при том, что и без того, у многих зависимость от гаджетов, что только усугубляет ситуацию). С последствиями этого нам еще предстоит столкнуться.

С наилучшими пожеланиями, 
Анна Солонарь - практический психолог, автор блога о психологии и психотерапии Here&Now 

Комментарии

Популярные сообщения