Работа психолога с детьми и взрослыми



Нередко мне задают вопросы о том, чем отличается работа с ребенком и взрослым, с кем работать легче. Попробую описать свои мысли на этот счет.

В корне терапии, как с детьми, так и со взрослыми - специально выстроенная беседа, talking cure. Но, главное отличие работы с детьми и взрослыми в том, что взрослые более направленны на сам разговор, а дети - на действия.
Поэтому, чтобы "разговорить" ребенка, с ним нужно что-то делать, и чем меньше ребенок, тем больше будет действий и меньше слов. Таким образом, с детьми мы задействуем больше вспомогательных материалов - песочница, фигурки, карандаши, краски, бумага, картинки и т. д. Со стороны может показаться, что психолог просто играется с ребенком, или ребенок сам играется, а психолог просто присутствует рядом. На самом деле, и да, и нет. Именно эта игра помогает выстроить диалог, в игре разворачивается значимый для ребенка сюжет, через который возможна терапия. Иногда терапевт делает интервенции, что-то спрашивает, может направить работу в какое-то русло, но, вообще, высший пилотаж - это как можно меньше вмешиваться, помогать ребенку самому себя лечить в присутствии терапевта. Но это присутствие не формальное - внешне кажущийся пассивным терапевт, внутри активно включен в работу, наблюдает, замечает, и, когда нужно, сообщает о том, что видит.

В работе со взрослыми такая же история, только вспомогательных предметов требуется меньше, или не требуется вовсе, так как в большинстве случаев, взрослые уже не нуждаются в "предметных" посредниках для того, чтобы вести диалог. Хотя в некоторых случаях, со взрослыми так же хорошо работают психологическая песочница, рисование, сказкотерапия и т. д., но если с детьми без этого практически невозможно заниматься, то со взрослыми без этого можно обойтись. При этом игра со взрослыми так же круто работает, но я больше задействую не фирурки (хотя можно и их), а стулья, пространство помещения, и мы называем это экспериментом (что важно: мы не прогнозируем результат, а исследуем, что выйдет из того или этого). В общем и целом механизм работы с детьми и взрослыми очень похож, различия касаются больше формы, чем содержания. 
С кем работать проще? Дать однозначный ответ сложно. Кто-то может работать только с детьми, кто-то только со взрослыми. Различия есть, но это касается больше необходимости учитывать особенности психики в том или ином возрасте при самом взаимодействии и некоторых организационных моментов. Грубо говоря, со взрослыми можно работать с пустыми руками, хоть на лавочке в сквере, детям нужно больше. Сложно ли это? Не сказала бы, просто по-разному. 
Итак, основные отличия:
1️⃣ Взрослые сами несут за себя ответственность и информация о них не сообщается их родственникам (только в случае риска суицида или преступления). 
Работа с детьми же, предполагает и параллельную работу с родителями: как минимум, с ведома и согласия родителей + обратную связь о состоянии ребенка в данный момент и рекомендации по взаимодействию с ним; а так же могут быть отдельные дополнительные консультации родителей или их личная терапия.
2️⃣ Со взрослыми используется больше прямых высказываний, с детьми - косвенных.
3️⃣ Формы работы с детьми выбираются из опоры на ведущий вид деятельности ребенка и социальной ситуации развития.
4️⃣ Иногда родители не хотят сами работать с психологом, или что-либо менять. В таком случае остается учитывать, что ребенок все же вынужден с ними жить и во многом зависим от родителей и исходить из правил и норм конкретной семьи, помогая ребенку научиться в ней жить. 
Взрослый более свободный и ответственный, если ему что-то не нравится в той системе, где он находится, ему уже можно просто выйти из нее (но взрослые часто об этом забывают😉).
5️⃣ Для решения одной и той же проблемы, с детьми, как правило, требуется гораздо меньшее количество встреч, чем со взрослыми. 
6️⃣ Со взрослыми клиентами контракт заключается напрямую, работа происходит по инициативе клиента. Дети, как правило, не осознают своих проблем и за помощью обращаются их родители. Но это тоже не всегда значит, что у ребёнка есть проблема - иногда это проблема самих родителей. 
Исходя из всего вышесказанного, скажу, что со взрослыми работать проще, так как для эффективности не требуется ни разрешение, ни помощь со стороны их родителей. Не требуются вспомогательные материалы. Взрослые понимают абстрактные понятия.  Со взрослыми работаешь с привычной позиции взрослого. 
С детьми проще, так как результат работы наступает быстрее (с учетом того, что не только психолог занимается с ребенком, но и родители над собой работают). В детях меньше скептицизма, они не так смущаются, когда предлагаешь им что-то представить, хотя и не сразу и не все могут прямо сказать, но они более открыты. Ну и в упражнениях, требующих фантазии, дети легче на подъем. Работая с детьми, нужно и самому включать "внутреннего ребенка". 
Таким образом, однозначного ответа на вопрос с кем проще работать нет. В большей степени это зависит от самого психолога. Я комфортно себя чувствую как с детьми, так и с подростками, и взрослыми. Просто в каждой возрастной категории есть свои нюансы.

С наилучшими пожеланиями,
 Анна Солонарь - практический психолог, автор блога о психологии и психотерапии Here&Now

Комментарии

Популярные сообщения