Как мы воспринимаем психические расстройства?



Мои размышления об общественном восприятии психических особенностей и расстройств, нарциссизме и проекциях. 

Мне интересно изучать и наблюдать не только сами по себе характерологические особенности людей, психические расстройства или заболевания, но и то, как общество их воспринимает и реагирует на них. Сразу хочу сказать, что любое заболевание психики или расстройство - это, в первую очередь, страдание, даже если речь идет о нездоровом оптимизме, характерном для маниакальных расстройств, когда человек вроде бы не выглядит "страдающим". Страдание - это не обязательно о безудержном горе или страхе. Страдание может быть неосознанным, но создающим определенные мысли и диктующим определенное поведение, которое не способствует максимальному раскрытию потенциала этого человека, а иногда и становится опасным для него самого или для окружающих. 


Человек в депрессии часто может вызывать недоумение со стороны "вечных оптимистов", так же, как и человек с повышенной тревожностью вызывает недоумение среди флегматиков. Обычно они и являются авторами такого рода "советов": "займись спортом и вся твоя депрессия пройдет", "забей, это все пустяки, не о чем волноваться". Конечно же, это все так просто не работает, ведь если бы работало, то у психологов, психотерапевтов и психиатров не было работы или бы для нее было достаточно одной консультации. Но все же, я замечаю, что довольно часто люди в депрессии или с повышенной тревожностью все-таки вызывают у общества чувство сострадания. 

Повышенная эмоциональная лабильность (частая смена эмоций) нередко воспринимается как "тонкая душевная организация". Шизоидное расстройство часто вызывает иронию или своеобразное восхищение некоторой загадочностью этого человека. Люди с демонстративной акцентуацией или же с истероидным расстройством, в одних случаях, вызывают улыбку от чрезмерной гротескной театральности в поведении, в других - восторг (когда они "хорошие актеры").

Интересно обстоит дело с нарциссизмом. Нарциссы, по моим наблюдениям на сегодняшний день, вызывают наиболее ярко выраженную негативную реакцию со стороны общества. Стоит только кому-то написать что-то из серии "мой парень - нарцисс, что мне делать?" (кстати, чего-то подобного о девушках обычно не пишут), как мгновенно обрушивается шквал комментариев о том, что это ужасные люди и от них надо спасаться бегством. Интересно, что на самом деле, люди с любым расстройством могут быть как "достаточно интересными и приятными", так и "ужасными", в зависимости от того, как они ведут себя с окружающими, но страдает в первую очередь сам этот человек. И если бы кто-то сказал, что нужно бежать, например, от жены, у которой депрессия со словами "она и тебя в нее загонит, ищи позитивную" или сдать тревожную бабушку в дом престарелых, чтоб не вносила лишнее беспокойство в жизнь, то, скорее всего, такие комментарии посчитали бы жестокими и бесчеловечными. Однако, когда речь заходит о нарциссах, так никому не кажется. 

Само собой, в некоторых случаях надо "бежать", но далеко не только от нарциссов, человек с любым расстройством может сделать жизнь невыносимой, и без расстройств, в том числе. И в тоже время достичь более-менее здоровых отношений тоже возможно, в том числе и с людьми, страдающими теми или иными расстройствами, как бы противоречиво это ни звучало, если лечиться, работать над собой и отношениями. Можно стать настолько "высокоорганизованным психопатом", что будешь выглядеть здоровее любого среднестатистического невротика, которыми  почти все из нас являются. 

И вот что наиболее интересно - от чего возникает такое отвержение именно нарциссов? Да ведь нарциссизм - это бич современности! Мы воспринимаем нарциссизм преимущественно как самолюбование, однако это очень упрощенное толкование. Нарциссы любят себя за свои достижения, точнее даже, они любят себя только тогда, когда достигли в чем-то успеха, и теряют эту любовь к себе при неудачах и поражениях. Они действительно нередко очень успешны, в результате чего все другие могут казаться неспособными превзойти их, недостойными и т. д., они могут быть склонны, в связи с этим, обесценивать то, что делают для них другие. И это ненамеренное обесценивание, за ним, как правило, стоят множественные разочарования и фрустрации. Это такой уровень недоверия миру, что лучше все сделать самому, чтоб другие не "запороли", ведь они всегда "недостаточно хороши" (но и сам нарцисс считает себя "достаточно хорошим", только когда хватает звезды с неба). Работы с психотерапевтом это, кстати, тоже касается, такому клиенту очень сложно доверять тому, что делает терапевт, и он либо вообще не обращается к психотерапевтам, либо бесконечно их меняет в поисках идеального, либо рассказывает терапевту, что ему делать, либо делает сам всю работу в присутствии и с ненавязчивыми интервенциями терапевта (и это успех для терапии) и - обесценивает работу терапевта, не замечает ее результатов. Все это безумно истощает нарцисса. Он раз за разом достигает успеха и в итоге чувствует себя, как выжатый лимон. Он не может ни на кого положиться, и даже пытаясь сделать это, всегда неудовлетворен результатом. И опять - делать все самому, и опять истощение. Весь этот "успешный успех", достигаторство, бесконечное развитие - это также про нарциссизм. Только мы все это не называем этим "ужасным" словом. 

Исходя из теории проекций, что все, что у нас вызывает яркую негативную реакцию, является отображением чего-то, что мы не может принять в самих себе и, отвергая это в себе - проецируем на окружающих, я думаю, что как раз те, кто больше всего ненавидит нарциссов, очень даже сами могут ими являться. Здесь, конечно, важно понимать, что именно вкладывает тот или иной человек в это понятие, так как оно может отличаться от профессионального определения. Но даже если, допустим, этот "ненавистный нарцисс" понимается только как "самовлюбленный" - может быть это тот, кто его ненавидит и сам, на самом деле, таким же является, но не замечает этого или не может принять эту "самовлюбленную" часть своей личности?

В общем, мне кажется, нарциссы крайне необоснованно не получают того же сострадания, которое проявляют ко многим другим людям, имеющим те или иные личностные проблемы или психические расстройства. Конечно, никто не обязан сострадать или сочувствовать всем подряд. Но я не представляю себе терапию без сострадания, может, не во всем, но в центральной болевой точке - должны быть чувства терапевта. Иначе это все может быть очень технично, но без души. Так что я искренне стремлюсь если даже не помочь, то хотя бы понять каждую такую "боль" клиента, встретиться с ней в своей душе и выдержать ее - и тогда, бывает, начинает вырисовываться путь. 

***
Оскар Уаильд "Ученик" 

После смерти Нарцисса пруд наслаждений превратился из чаши сладостных вод в чашу соленых слез, и плачущие ореады вышли из рощ, чтобы спеть песни для пруда и дать ему утешение.
Когда они увидели, что пруд превратился из чаши сладостных вод в чашу соленых слез, то распустили зеленые пряди своих волос, и воззвали к нему, и сказали: «Мы не дивимся, что ты оплакиваешь Нарцисса, ведь он был так прекрасен».
«Но разве Нарцисс был прекрасен?» — спросил пруд.
«Кто может знать лучше тебя? — отозвались ореады. — Мимо нас он всегда проходил, не замечая, но к тебе он всегда стремился. Он лежал на твоем берегу, всматривался в тебя и в зеркале твоих вод видел отражение своей красоты».
И ответил пруд: «Но я любил Нарцисса потому, что, когда он лежал на моем берегу и всматривался в меня, в зеркале его глаз я видел отражение моей собственной красоты».

С наилучшими пожеланиями,
Анна Солонарь - практический психолог,
автор блога о психологии и психотерапии Here&Now 

Комментарии

Популярные сообщения