Откуда может взяться циклотимическая акцентуация и как с ней жить не вынося себе и окружающим мозг?




"— Ты бы хотела сняться в моем фильме?
— А что мне нужно будет делать?
— Просто быть собой.
— Какой именно?" 
© х/ф "Я соблазнила Энди Уорхола" ("Factory girl") 

На самом деле - отовсюду и из ниоткуда. Наверняка не скажешь. Впрочем, если говорить о людях с биполярным аффективным расстройством (та же циклоидность, только более выраженная, на уровне психического расстройства, где уже чаще всего нужна медикаментозная помощь), то там чаще всего генетика, а воспитание и травмы - уже как сопутствующие факторы. Но, опять же, как я уже ранее писала, акцентуация при определенных обстоятельствах может перерасти в расстройство личности и наоборот - если лечиться, конечно.

Как правило, в детстве все циклоиды были типичными гипертимами: веселые, энергичные, жизнерадостные, общительные, яркие, эмоциональные, эмпатичные, доверчивые, увлекающиеся, непостоянные, разговорчивые, открытые, дружелюбные. Они могут легко подойти к первому заинтересовавшему их ребенку и завести с ним разговор. Склонны сильно увлекаться чем-то или кем-то. В младших классах у них может быть миллион кружков, на которые они сами себя записывают (иногда втихаря от уже задолбанных родителей), и, при этом, в отличии, например, от нарциссов или истероидов, для них не так важно (хотя и очень приятно, безусловно), чтобы они были в своих делах и активностях самыми лучшими, сколько идут туда за кайфом от самого процесса, который так же легко могут забросить, если потеряют интерес. Конкуренция им не особо интересна сама по себе, разве что как процесс, вызывающий яркие эмоции. Они деятельны, просто потому, что не могут бездействовать. Им интересны не столько сами достижения, сколько процесс достижения чего-то. Мир выглядит для них прекрасным, даже если вокруг полный треш - они, конечно, адекватно эмоционально реагируют и могут, само собой, ярко испытывать всю палитру чувств и эмоций, но легко и быстро выходят из переживаний или даже испытывают от них своеобразный кайф. 

И вот, представим, приходит такой вот веселый ребенок домой, и начинает, само собой, активно рассказывать о том, что там у него за день произошло, хвастаться своими успехами и, как анекдот, рассказывать о своих неудачах, генерировать гениальные и дурацкие идеи, бросаться с объятиями и все в таком духе. А родители поссорились и не в настроении вообще его слушать. Ну или не поссорились, но не настроены. В конце концов бесконечный поток сознания выдержать не всем дано и не каждый умеет остановить болтливость циклоида в гипертимной фазе так, чтобы его при этом не обидеть. Но вообще он в таком состоянии часто и не слишком парится об этом - он просто поищет или другую компанию или придумает себе занятие. Если дело касается ссор, тут сложнее - будучи неконфликтным, он сам может сильно переживать о ссорах родителей и всячески пытаться их помирить или спасти кого-то из них. Ну и, в конце концов, если все мирятся - он облегченно вздыхает. Все счастливы, мир снова прекрасен. 

И тут - бац - приходит коварный пубертат. Сам по себе подростковый кризис нередко, если не всегда, сопровождается разочарованиями, однако каждый акцентуант проживает его по-своему. И тут и циклоид замечает, все, что не замечал ранее, но оно на самом деле уже поднакопилось: что между родителями все плохо, его стремления и увлечения им неинтересны, львиная доля его лучших таких прекрасных друзей - насмехаются над ним за его спиной, и, конечно же, тот/та самая первая любовь, само собой, не оказывается взаимной. В целом, опять же - почти все через это проходят, но вопрос в том как. Как это именно у циклоидов? Вот в этот момент у циклоида весь его разноцветный радужный мир рушится и происходит первая болезненная смена фаз - из жизнерадостного гипертима он превращается в мрачного, раздражительного и депрессивного. Он почти ни с кем не общается, ничего не хочет делать (кроме как спать), если его пытаться растормошить, то будет только раздражаться и с надеждой смотреть разве что в сторону окна. Родители в шоке, им кажется, что это не их ребенок. Говоря метафорически (хотя, может, иногда и не только) - из тусовщика превратился в гота. Сам циклоид очень тоскует по прежнему себе, и переживать депрессию еще сложнее, зная, какой подъем был раньше. В субдепрессивной фазе, как правило, хуже всего циклоиду утром, а ближе к вечеру состояние немного улучшается. 

Далее, уже у кого, как и когда, фаза опять может меняться на гипертимную. А потом опять на депрессивную. Ну и так циклично. Нередко как раз в периоды межсезонья, допустим, осенью - гипертимная фаза (мания в БАР), а весной - субдепрессивная, но может быть и наоборот, и с другими временными интервалами, как более короткими, так и более продолжительными - от нескольких дней до недель и месяцев. Но, кстати, абсолютно "чистых" периодов радости и тоски у них, как правило, нет. В гипертимной фазе может возникать "светлая печаль" и "чёрный юмор" в депрессивной. Да и еще миллион других эмоций. Фаза, скорее, определяет общий фон состояния, но чувства и эмоции в них могут быть разными, как у любого более-менее здорового человека. Иногда бывает что-то более-менее ровное в промежутках между фазами. Но, кстати, циклоиду тогда становится скучно, так же, как и многим людям с БАР и они из-за этого не хотят лечиться. 

Но циклоид - лишь акцентуация, так что лечить их и не нужно, а важно научить брать лучшее из своих кардинально противоположных состояний и ничего не натворить в сильных эмоциональных порывах. Страдания от периодических перепадов настроения у циклоида вполне могут закончиться, когда они научатся их осознавать и наслаждаться ими. Для других, как правило, циклоиды не опасны, хотя с ними может быть сложно - но большую опасность они представляют для себя самих, из-за безбашенности в гипертимной фазе и суицидальных настроев в депрессивной. Главная задача для циклоида, как и для эмоционально лабильного - позволять себе чувствовать то, что чувствуется, но не давать чувствам глобально управлять своими действиями. Ну и не валить вину за свое, например, депрессивное состояние на всех подряд (хотя, конечно, не исключены ситуации, где ее что-то могло реально спровоцировать), а понимать, что в большей мере просто такова их природа и надо с этим как-то самим разбираться и конструктивно просить о помощи и поддержке, если она нужна, ну и в рамках разумного, конечно. Осознав свою акцентуацию, нередко, жить циклоидам становиться проще, они начинают отслеживать, как, когда и из-за чего меняются их фазы (хотя бывает и из-за ничего), и больше осознавать, когда их те или иные стремления продиктованы именно эмоциональным состоянием и от незнания куда себя деть. 

Осознавание периодической смены фаз помогает напоминать самим себе о том, что состояние изменится. Это помогает в депрессивной фазе, однако, усугубляет ситуацию в маниакально-гипертимной - они так боятся опять впасть в депрессию, что настолько загружают себе всевозможными делами, активностями и общением, тусовками и т. д., что из-за этого, в итоге, и выгорают и впадают в субдепрессивную фазу - как такой своеобразный вид эмоционального отдыха. Но если научиться более-менее хотя бы контролировать свое поведение - замечать усталость и давать себе время отдохнуть, поспать, погрустить в конце концов, то можно прийти к вполне адаптивному и ресурсному варианту данной акцентуации. Так же благодаря большому опыту таких разнообразных и противоположных эмоциональных состояний, циклоиды неплохо понимают чувства и переживания других людей в разных эмоциональных состояниях, умеют искренне сопереживать и поддерживать. 

Но есть и обратная сторона медали. Они очень остро нуждаются в разнообразии и их убивает быт, рутина и монотонность. Как друзья, циклоиды вполне неплохи, однако в личных отношениях с ними может быть сложно. Они непредсказуемы и переменчивы. Склонны к забрасыванию бытовых дел - и, при этом, циклоид не то чтобы не готов что-то сделать (ему просто нужно постоянно напоминать, просить и все в таком духе), но почти никогда не замечает того, что надо что-то делать в быту - то из-за того, что чем-то увлекся в гипертимном порыве, то из-за того, что в депрессивных терзаниях это все для него не имеет смысла, разве что чистая посуда совсем закончилась. То они заняты безудержным погружением в деятельность, то полностью пассивны. Их эмоциональность, общительность, тусовочность и открытость, а так же, нередко, общение на грани флирта (притом с представителями любого пола) в гипертимной фазе может быть еще тем испытанием для ревнивых людей, а ограничение в этом циклоидов приводит либо к их погружению в депрессию, либо к разрыву отношений. Но разрыв с циклоидом - дело тоже очень непредсказуемое. Он может захотеть уйти в одной фазе, и вернуться - в другой. И так миллион раз, пока либо его наконец не пошлют куда подальше, либо он сам в каком-то промежутке в конце концов не забудет этого человека и увлечется кем-то другим (но может все опять поменяться, тут ничего конкретно не скажешь). Так что какие-то рамки циклоидам все же нужны, но не сильно жесткие, так как они не переносят чрезмерного контроля. 

Что интересно - циклоидов очень сложно вычислить, если вы не общаетесь очень близко, так как в субдепрессивной фазе они почти ни с кем и не общаются, таким образом, общественность их знает преимущественно с гипертимной стороны. 

Психотерапевтическая работа с циклоидами преимущественно будет заключаться в осознавании и принятии циклоидами своих особенностей, чтобы затем научиться максимально конструктивно с ними уживаться. Этому способствует посвящение хотя бы какого-то времени замедлению (в гипертимной фазе), осознавание своей усталости, следствий необдуманных решений и действий, осознавание истинных чувств и потребностей, а также поддержка и сопровождение в субдепрессивной фазе. В целом, в каждой из этих фаз может быть много ресурсов и пользы, на самом деле, важно научиться это замечать и грамотно использовать. Особо эффективна для циклоидов групповая психотерапия. 

"Важно не то, какие карты тебе выпали, а то, как ты ими сыграешь". 
© Кэй Джеймисон 

С наилучшими пожеланиями, 
Анна Солонарь - практический психолог, 
автор блога о психологии и психотерапии Here&Now

Комментарии

Популярные сообщения