Как найти свою норму



 

"Единственные люди для меня – это безумцы, те, кто безумен жить, безумен говорить, безумен быть спасенным, алчен до всего одновременно, кто никогда не зевнет, никогда не скажет банальность, кто лишь горит, горит, горит… " 
© Джек Керуак 

Когда ты честно признаешься себе, какой ты, с собой станет проще договориться.
Признаешься другим - по-настоящему близкие иногда поймут, поймут те, кто сам такой. 
Поймут те, кто стремится понимать. 
Кто-не поймет, но примет таким, какой есть. 
А все остальные - придут в ужас и уйдут.

А все остальные - это какие? Здоровые, нормальные, адекватные люди. Жаль, что чаще всего цена этого здоровья - честность с самим собой. Легко казаться нормальным, когда просто делаешь вид, что ничего с тобой не происходит. 

Адекватные - это какие? То, что вы ни разу не посещали психиатра еще не значит, что вам к нему не нужно. Как в этом анекдоте - есть просто недообследованные. Представьте себе, что человек с расстройством личности, т. е., психопат по-старому и не такому толерантному определению, может оказаться здоровее вас, нормальных и адекватных, если осознает, что с ним происходит. Он будет читать профессиональную литературу, проходить терапию и пить таблетки, когда накрывает. Научится лучше понимать себя, а через себя научится лучше понимать других. Каждый раз, после каждого сезонного обострения переходя на новый уровень развития.


Страшно, да? Осознанный психопат. Адекватным сложнее. Потому что им тоже на самом деле бывает плохо. А бывает, что у них тоже расстройство, просто до врача никогда не доходили. И осознанные люди с расстройствами вызывают злость, потому что вот - что-то с ними такое, но они живут, и что-то осознают, а со мной тоже что-то творится, но я пытаюсь решить вопрос аффирмациями. Ну это в лучшем случае. Пойти запить стресс алкоголем - это нормально, пойти к врачу за рецептом в период сезонной депрессии или мании - это ужасно. С таким подходом алкоголизм в обществе никогда не будет излечим. На самом деле абсолютно адекватных нет. Я вообще ненавижу это слово, если честно, просто от безысходности его использую.


Есть ли человек без характера? Перлз говорил, что у самой осознанной и творческой личности его нет. Но он есть и у него самого, в том числе и без него он бы не был тем, кем он был. Есть просто разная степень выраженности этого характера - от невротической (акцентуация) до психотической (психические заболевания) с пограничной зоной между - расстройства личности. И грань очень тонка. 

Да, есть низкая степень выраженности характерологических особенностей. Бывает. Но это, как правило, очень скучные и никому не интересные люди. Серая масса. Ну зато, возможно, счастливая. 

Вам нужна такая норма? Готовы ли вы заплатить за свое спокойствие ценой своей уникальности и яркой насыщенной жизни? Когда-то я думала, что хочу спокойствия и стабильности. Потом я поняла, что это, на самом деле, мой самый большой кошмар. Ну у вас может быть иначе. Принято. Но, в любом случае, для меня такая "норма" не цель терапии, если вообще в терапии есть какая-то цель. 

Но и не цель - сходить с ума еще больше. И я одновременно согласна с Перлзом и нет. Характер есть у всех, глупо его отрицать, это только все усугубит. И стать абсолютно никаким - тоже сомнительное удовольствие и сомнительное здоровье. И, о, это же тоже акцентуация! Конформная называется. Это не бесхарактерность, а тоже характер такой. 

Но и я согласна, что мы не должны стать пленниками своих неврозов и психозов. И в этом плане, мы должны изучить себя вдоль и поперек и сделать свое "безумие" своей изюминкой. Не в плане, что вот я такой мудак, потому что у меня такой характер, я такой весь из себя особенный просто и любите-примите это как хотите. Я скорее за то, чтобы научиться вовремя замечать свои загоны и уже более-менее осознанно решать, что с ними делать дальше. Не быть втиснутым в рамки своего характера, а брать эти рамки и, хотя бы периодически, пересматривать их дизайн. А потом, постепенно, можно прийти к тому, что где-то они вообще и не очень-то уже нужны. "Собрать раму" и разрушить. И так постоянно, пока, действительно, не станешь более творческим и спонтанным. Но это путь длинною в жизнь. Про это для меня терапия. 

Знаете, что общего у психотерапевтов и психопатов? И первым, и вторым нужно всю жизнь себя поддерживать. Нужна постоянная терапия. И, кстати, большинство самых гениальных и просто одарённых психотерапевтов имеют расстройства личности. Фриц Перлз, как по мне, явный нарцисс. Но проработанный. "Я не хочу, чтоб меня считали Богом или гением. Нет, я не создатель гештальт-терапии. Гештальт был всегда". Не знаю, что творилось с Юнгом, но психозы у него точно случались. И это были гениальные психозы, подарившие нам новые взгляды и бесконечной глубины книги. Его "Красная книга", которую я готова перечитывать вечность, наделала много шума, это продукт психоза, но - это весьма адаптивный способ прожить психоз, вам не кажется? Потому не страшно иметь заболевания, расстройства или акцентуации. Важно знать, с чем имеешь дело, лечиться, когда нужно, и превратить их из своих слабостей в суперсилу. Страшно не болеть, страшно болеть и быть уверенным, что ты здоров. Вот чем страшны настоящие безумцы и те, кого бы на самом деле нужно было называть психопатами. 


Когда-то я не знала, что со мной и можно ли так вообще жить. Я качалась на волнах - от гиперпродуктивности до истощения и, наоборот, со штилем дзенского умиротворения между. Потом я узнала, что у меня циклотимия и жить стало гораздо проще. Ну, в смысле, так же, но легче, я вообще поняла, что с этим можно жить. С этим можно понимать весь разнообразный спектр эмоций и чувств не из строчек Кэррола Изарда в "Психологии эмоций" (хотя книга прекрасна, безусловно), а исходя из себя самой. И это моя слабость, и это моя сила. И уже одно осознавание того, что после черного будет белое и наоборот, дает хоть какое-то ощущение стабильности и возможность их пережить не вынося себе и окружающим мозг. Как легко становится дышать, когда знаешь, что у тебя есть право передумать. Быть разной. А что самое интересное, я обнаружила, что могу хорошо работать в любом состоянии, просто это по-разному. 


Кстати, еще, из личных наблюдений. Быть в норме (если ты не совсем-совсем психотик) гораздо проще, когда рядом уже кто-то другой "сходит с ума". Меня, бывает, накрывает волной невероятно интенсивных переживаний. Но когда у дочери на днях случилась истерика на несколько часов - начинаясь на улице, в маршрутке и заканчивая домом с попытками открыть входную дверь, чтоб уйти и сопутствующими воплями: "Ненавижу дом, уйду от вас всех" - я на удивление спокойна, хотя все это выглядит очень эпично. Мне стало так искренне жаль ее. В смысле да, я волнуюсь за нее, стараюсь позаботиться о том, чтобы она ни себе ни окружающим не навредила, но я не прихожу в бешенство от слез и крика, я ей сопереживаю. И, знаете, я думаю, это очень взаимосвязанные вещи - принимая себя в самых разнообразных переживаниях и состояниях намного проще принять в них других, даже если их проявления деструктивны. При этом "принять" не равно "забить" и ничего с собой не делать. Мы не всемогущи настолько, чтобы управлять своими чувствами или чувствами других людей. Но мы можем управлять своими действиями. Ну, конечно, если психически здоровы. Но это, как мы выяснили, тоже штука, порой, условная. Давайте хотя бы ограничимся рамками закона. 


Я думаю, что терапия - это не про попытки втиснуть кого-то в рамки конформизма, вот этой всей унылой серости, а, в первую очередь, про свободу и смелость быть собой. А быть собой - это, на самом деле, может быть очень по-разному. И в этом плане важно и понимать что-то про свой характер и привычки и уметь вовремя забыть о них. Вот, например, просыпаюсь я обычно поздно, а тут взяла и встала в 5 утра. Думаю, странно как-то, надо же спать еще. А спать не хочется. Вот оно, ограничивающее представление о себе, как о человеке, который спит до обеда, и пусть так и есть и было всегда, но прямо здесь и сейчас это может быть совсем иначе. Страшно быть в этой неопределенности и так хочется сбежать во что-то привычное и знакомое. 


"Я всегда путаюсь и зависаю на бегу от одной падающей звезды к другой – и, в конце концов, сам падаю вниз. Такова ночь, и вот что она с тобою делает. Мне нечего было никому предлагать, кроме собственного смятения". © Джек Керуак 


И вот гештальт-терапия для меня просто про умение находиться в замешательстве и выдерживать его. Это постоянное осознавание того, а что же я чувствую и хочу прямо здесь и сейчас, без опоры на прошлое и фантазий о будущем. И тогда случается волшебство и ты - в настоящем и живёшь по-настоящему. 


С наилучшими пожеланиями,
Анна Солонарь - практический психолог,
автор блога о психологии и психотерапии Here&Now

Комментарии

Популярные сообщения