Понимание и осознавание





Что такое понимание? Ну, это вот когда мне было непонятно, как что-то работает, а теперь - понятно. Но не факт, что от этого что-то поменяется. Я могу понимать, но не знать, что мне дальше с этим пониманием делать. И легче от него не становится. И ничего не меняется. Я могу понимать, почему я проспала, но на следующий день это опять случится. Потому что понимание захватывает только сферу интеллекта.

А что с осознаванием? Приведу пример: вчера, прощаясь, я говорю сестре: "Была рада тебя видеть". Я, правда, была рада. Я, правда, хотела видеть. Но я-то не видела на самом деле, я по телефону говорила! И я это говорю... И мы обе синхронно начинаем смеяться. Или в кафе стоят два стакана - с водой и счетом. И, конечно же, я кладу деньги в тот, который с водой. И замечаю это. Да, деньги уже мокрые. Но в следующий раз я вспомню об этом и, возможно, не перепутаю. Собираюсь отнести какую-то вещь в стирку и в последний момент замечаю, что держу ее над мусоркой - хм, а, может, и правда лучше выбросить? Или в спешке падаю со ступенек и оказываюсь в больнице с сотрясением мозга. И начинаю с тех пор ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО смотреть под ноги, когда спускаюсь, крепко держась за поручни или кого-то рядом (по добровольному согласию, само собой😆). Бывают вещи и более глобальные, конечно. Неосознанное замужество, например. Тут сложнее и дольше с разгребанием последствий. Я бы сказала, хорошо подумайте, нужно ли оно вам - развод дороже и сложнее. Но пока это только слова, не заряженные личным эмоциональным опытом, это только понимание. Поэтому пусть будет, как будет и это тоже чему-то может научить (но отношения с родителями прорабатывайте). Я очень рассеянная, но каждый раз сталкиваясь с более-менее неприятными последствиями, в следующий раз буду, возможно, хоть немного внимательнее и есть шанс, что замечу и осознаю важный момент и в какой-то раз не повторю предыдущий сценарий, выйду из игры. Вот это - осознавание. И оно захватывает не только интеллект, но и чувства, оно эмоционально заряжено и потому оно может что-то действительно в нас изменить просто самим фактом своего возникновения. Конечно, всем хочется быть умными и учиться только на чужих ошибках. Но реальность в том, что все мы иногда тупим. А за внутренними изменениями начинаются внешние. И тогда, потихоньку, жизнь становиться лучше.


В терапии мы не понимаем. Мы наблюдаем, исследуем, чувствуем, проживаем. И когда-то, когда для этого созреет определенная почва, мы начинаем осознавать и прозревать. Это очень непросто. От осознаваний может почти что сносить крышу. Что-то разрушается, потому это больно. Но за разрушением наступает создание чего-то нового и более подходящего. И с каждым разом все более и более близкого к тому, что нам по-настоящему нужно. 



"Азарт во многих случаях во мне преобладал над осторожностью и предусмотрительностью. Так и сейчас: только в полете мне пришло в голову, что варианта благополучного исхода приклбчения у меня почти нет. Поскольку прыгнуть в воду и идти потом полчаса домой в мокрой одежде мне совсем не улыбалось, а элегантно выпрыгнуть после раскачивания "сухим" обратно на берег - очень маловероятно...

Но то ли веревка после зимовки оказалась чересчур скользкой, то ли я был неловок в своей нелетней и нелетной одежде, но ботинок мой проскочил внутрь петли, зацепился за нееи... я продолжал свои размышления и полет уже вверх ногами...

И после первичной паники обнаружил, во-первых, что течение жизни, несмотря на мое необычное расположение в ней, продолжается. Во-вторых, многие вещи в окружающем мире смотрятся по-другому, например в картинке становится необычно главным бесконечное голубое небо. В-третьих, мое тело, сохраняя все органы и части, проявляется очень смешно и беспомощно. В-четвертых, в голове моей сначала что-то набухает, а потом странно проясняется... 


.... Немедицинская, гуманистическая психотерапия - это прежде всего не лечение своей психики, а доброжелательный интерес к своему внутреннему миру и развитие "умения быть подвешенным" - умения смотреть на себя и окружающих с другой стороны, преодоление страха необычности, безнадежности, зажатости в тупике... "

© Нифонт Долгополов "Подвешенный. Вокруг и около психотерапии"



Как это про жизнь, правда?

Но когда-то... встречаясь с тупиком, отчаянием и безысходностью, в какой-то самый необычный или самый обычный момент - внезапно! произойдёт долгожданная встреча с новыми возможностями. 


Добро пожаловать в терапию! 



С наилучшими пожеланиями,
Анна Солонарь - практический психолог,
автор блога о психологии и психотерапии Here&Now

Комментарии

Популярные сообщения