Мрачная маниакальность

 



"Я скорее умру от страсти, чем от скуки".

© Винсент Ван Гог

Мрачность и отчаяние больше приписывают депрессии. Но и мания - это еще та шкатулка Пандоры. Она бывает разной и, возможно, это одна из причин того, почему ее бывает сложно заметить, в отличии от депрессии. Ну и обратиться за помощью, как следствие. А следующая сложность - захотеть, или даже нет, не захотеть - а хотя бы просто задаться целью ее вылечить, ведь она кажется такой прекрасной.

"Такого рода безумие состоит из боли, восторга, одиночества и ужаса. Когда ты на подъеме, это восхитительно. Стеснительность исчезает, нужные слова и жесты находятся сами собой, приходит уверенность – особенно в своей власти впечатлять окружающих. Мысли и чувства ярки и стремительны, как падающие звезды, и ум следует за ними до тех пор, пока не встретит новые, еще более яркие. Даже в скучных людях начинаешь видеть что-то интересное. Переполняет чувственность. Желание соблазнять и соблазняться становится непреодолимым. Захватывают ощущения эйфории, легкости, власти, уверенности, почти всемогущества. Но в какой-то момент все меняется. Мысли становятся слишком быстрыми, их уже слишком много. Ясность сменяется растерянностью. Память спотыкается. Живой интерес на лицах друзей сменяется беспокойством и тревогой. Все, что раньше шло как по маслу, теперь дается с трудом. Ты раздражителен, напуган, едва держишь себя в руках, блуждаешь в самых темных чуланах собственного разума. А ведь раньше ты даже не догадывался об их существовании! Эта пытка длится и длится, безумие плетет сети собственной реальности.

В конце концов остаются только воспоминания других о твоих странных поступках – бурных, непонятных и бессмысленных. Мания милостива тем, что часто лишает памяти. Кредитные карты аннулированы, приходят счета, по которым придется платить, нужно объясняться на работе, приносить извинения. Провалы в памяти (что я делала?). Разрушенный брак, потерянные друзья. И навязчивая мысль: ведь это случится опять! Мои чувства – реальны? Какая я – настоящая? Полная энергии, порывистая, импульсивная, хаотичная, сумасшедшая? Или же робкая, отстраненная, отчаявшаяся, обреченная, уставшая от жизни? И та и другая? Вирджиния Вульф написала о своих взлетах и падениях так: "Как сильно наши чувства меняются от погружения на самую глубину? Я все думаю: каковы они на самом деле?"

© Кей Джеймисон "Беспокойный ум"

Это энергия, которая постепенно нарастает, и, по-началу эта мания действительно манит. Вообще чаще всего человеку в мании на начальных этапах кажется, что с ним все в порядке. Он просто наконец-то стал нормальным человеком! В нашу эпоху, когда культивируется образ гиперактивного, сверхобщительного и деятельного человека, это и неудивительно. Мания может проявляться не только бесконечными вечеринками, множеством романов, шопоголизмом и т. д., но и высокой продуктивностью в работе, творчестве, как недавно сказала Линор Горалик в интервью: "я думала, что просто хорошо работаю". Ну вроде бы все равно звучит неплохо. Но что за этим стоит и куда может привести?

Ван Гог говорил: "Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины рассудка". Кажется, он все же как-то осознавал, что с ним творится. Энергия внутри кипит и двигатель не останавливается. Хочется всего и сразу и побольше. Сначала ты просто не высыпаешься. Кажется, что тут такого, если посплю 4-5 часов вместо 8. Или вообще 2-3 часа. Но если так спать на протяжении долгого времени, неделю, две, месяц, два.. то мания усугубляется. Как? Если сначала мысли и идеи еще имеют хоть какую-то логику, находят подходящую пониманию и воплощению форму, то со временем их становится больше, чем успеваешь осознать. Энергии больше, чем у организма сил ее переработать и выдержать. Ты не можешь нормально прочитать чертову книгу, потому что через страницу начинается непрекращаемый поток собственных мыслей и умозаключений. В голове могут начать выстраиваться неимоверные мысленные конструкции, смысл которых понятен только тому, кому они принадлежат и то, часто только в этот момент. Да, они тоже могут порой иметь смысл и пользу. Часто так создавались шедевры в искусстве, научные открытия, принимаются действительно важные и верные решения, для которых просто ранее не хватало сил и смелости. Но гениев не так уж много. Один на миллион. Да и в этом случае даже, если дойдёт до психоза (к счастью, так бывает не всегда) - то это будет абсолютно бессвязный бред. Большая часть из этого забывается, если никак себе не отмечать, но если отметишь и посмотришь со временем, то тоже не факт, что сам поймешь, что имел ввиду. При этом на уровне чувств - это не про радость. Можно быть достаточно мрачным и продуктивным. Это, скорее, нарастающее бесконечное возбуждение, которое ищет выход, потому что пока не сделаешь - не успокоишься. Но где предел этому "делать" - сложно сказать.

Мания хочет всего и сразу. И много. Стоит чем-то заинтересоваться - и все, ты влип. Зашел в магазин за одной книгой, купил десять. Которые не факт, что прочитаешь. Захотел сказать свое мнение в споре - говоришь без умолку полчаса, час... Ну пока что-то другое не заинтересует или тебя не пошлют куда подальше. Завел одного кота, внезапно дом в приют превратился. Понравилась песня, скупаешь всю дискографию (или качаешь, это хоть менее затратно😆), все равно не слушая из нее ничего, кроме того трека, что понравился изначально. Попробовал что-то и понравилось? Все, понеслась, надо перепробовать здесь все. Ну и так далее...

Не удивительно, что это нередко оборачивается огромными кредитами, долгами, а иногда и кражами. И когда накроет депрессия от этого будет вдвойне хуже. А сил разгребать последствия уже нет...

БАР - аффективное расстройство настроения, но до нарушений в мышлении тоже может дойти. В мании человек может докатиться и до полной алогичности в мыслях, словах и поступках. Что-то делаешь, лишь бы делать, а зачем - не понятно. Это будет бессмысленный набор слов, звуков, движений и действий. Могут быть и галлюцинации. Предполагаю, что это может быть также связано с недостатком сна.

А есть ещё другая мания - назовем ее "негативной" (хотя предыдущие тоже относительно "позитивные"). Нет, пусть это будет лучше "мрачная мания". Для человека в мании важно делать то, чем он увлечен. Просто делать. Можно без перфекционизма. Маньяки не прокрастинируют в раздумьях о том, как сделать все идеально. Важно просто сделать. Пауз нет, как и тормозов. Говорят, у Ван Гога, который страдал БАР, не было недописанных картин, разве что самые последние. И вот представьте, что будет, если не дать человеку в мании делать что-то. Стать на пути, ограничить доступ к деятельности. Нет, он не будет в беззаботной эйфории. Энергия находит выход в другом. Злость, ярость, бешенство. И они набирают сумасшедших оборотов. В особо тяжёлых случаях - вплоть до убийства или самоубийства. Представьте себе, суицид совершают не только в депрессии. Психиатр Кей Джеймисон в своей автобиографии "Беспокойный ум" описывая один из эпизодов в период своей мании, рассказывала о попытке суицида сразу после восхитительного секса.

Ну это конечно крайние варианты, психозы, есть формы БАР и без них. Но так или иначе мания хочет разрушения не меньше, чем созидания. Иногда это могут быть относительно безобидные перемены в жизни или даже полезные. Но не всегда. Как минимум, на бытовом уровне маньяк в гневе невыносим. Если вы рискнете с ним ссориться и что-то доказывать, то вряд ли что-то получится. Как минимум - вы просто на словах разругаетесь. Но есть и другой вариант. Он будет орать, посылать вас на все четыре стороны, ломать, бить и крушить, возможно, попытается чем-то зарядить вам в голову, выпрыгнуть на ходу из машины.. Мания как создает, так и уничтожает. И мания в гневе - это насилие. Или над другими, или над собой.. Или и то и другое одновременно. Нередко отстоять свои границы тоже можно только насилием. Это ужасно звучит, но, порой, другого выхода нет. Связать, например. Ну или вколоть транквилизаторы. А в идеале, конечно - систематическое медикаментозное лечение и психотерапия. Психотерапия не помешает всем участникам взаимодействия, если оно разве что не эпизодическое.

"И мании, и депрессии порой оборачиваются насилием. Об этом нелегко говорить. В особенности, если ты – женщина. Когда ты полностью теряешь самоконтроль, дико кричишь во всю мощь своих легких, бросаешься на окружающих, исступленно бежишь без всякой цели, в порыве безумия пытаешься выпрыгнуть из машины – это шок не только для других, но и для тебя самой. В приступах слепой маниакальной ярости я делала все это, и не однажды. Я со всей ясностью осознаю, как трудно управлять таким поведением или хотя бы его объяснить. В своих внезапных психотических приступах, в разгар черных тревожных маний я разрушала то, что мне дорого, доводила до ручки людей, которых любила, а опомнившись, не могла оправиться от стыда. Чтобы усмирить меня, в ход шла безжалостная грубая сила – меня бросали на пол лицом вниз и связывали руки за спиной; мне кололи транквилизаторы против моей воли".

© Кей Джеймисон" Беспокойный ум"

Велик соблазн списать причину любого конфликта с биполярщиком на его заболевание. Собственно, это относится к взаимодействию с любым человеком, даже относительно психически здоровым - когда мы ссоримся, то безумной всегда кажется вторая сторона. Однако это не значит, что чувства и переживания человека с БАР не реальны, а позиция, которую он отстаивает - всегда неправильна. Вопрос в том, что это отстаивание может сопровождаться аффектами, не всегда безопасными как для близких, так и его самого, как минимум, неприятными. Так же это не значит, что всю деятельность человека с БАР нужно ограничить, что он полностью недееспособен (как раз наоборот - слишком дееспособен🙂). Бывают периоды ремиссии, иногда сезонно, иногда и на годы. Бывают более адаптивные перепады настроения без зашкаливающей и изводящей интенсивности переживаний. Бывает и более-менее конструктивно проживаемая гипомания (более легкая форма мании), а такие аффекты эпизодические - спровоцированы стрессами, или так же неконструктивным поведением других. Человеку с БАР нужна помощь и поддержка от разных специалистов и близких в том числе, как раз чтобы добиться того самого адаптивного варианта. Ведь все же если эту энергию таки подавить, то лучше никому не будет. Злость превратиться в тревогу и страх. А потом могут участиться депрессии. И рано или поздно ружье все равно выстрелит, если не превратиться в гранату. Любая подавленная энергия - это бомба замедленного действия. Терапия важна для осознавания того, что действительно важно и за что стоит бороться - и искать конструктивные способы достижения этого, различать, что - креативные идеи, а что - просто полет безумной мысли на эмоциональном фоне. Иногда нужно тормозиться, а иногда нет, или - не сильно, делать, но с передышками. Терапия также позволит отличить реальное творчество и стоящие идеи от бреда. Конечно, сложно сказать, было бы это творчество и возникали бы эти идеи, если бы изначально не было заболевания. Я предполагаю, что все же если адаптировать заболевание под реальные способности конкретного человека, то и ему станет легче, и для социума, возможно, тоже будет какая-то польза. Ну или хотя бы не будет вреда. Но обучаться отдыхать и переключаться все равно нужно, и помнить, что просто увлеченный интерес и вдохновение может дойти до такого абсурда, спутанности мыслей и нелогичных поступков, что сам будешь не рад. Всему этому помогают способствуют медикаменты и психотерапия, да и родственников необходимо ввести в курс дела.

Но очень сложно добровольно отказаться от такой эмоциональной, страстной и вдохновляющей жизни. Поэтому одна из основных проблем людей с БАР не в их БАР, а в отказе от медикаментозного лечения, а одной психотерапией тут не отделаешься, особенно, если имеют место психозы. Вторая проблема актуальна в целом для всех психических расстройств - из-за сильной стигматизации в обществе мы боимся об этом говорить, мы боимся психиатров, мы боимся безумцев, потому что боимся, в первую очередь, оказаться безумными сами. Меня восхитила Кей Джеймисон - врач-психиатр, которая помимо научных книг и публикаций о маниакально-депрессивном психозе издала свою автобиографию, где рассказывает о своем опыте жизни с БАР. Для многих это было и остается шокирующим - психиатр с биполяркой. Имеет ли она право практиковать? Чем и как она может помочь, вылечить? Я думаю, что может, и более чем. И ее книга "Беспокойный ум" - действительно вселяет надежду и помогает хоть немного сориентироваться в себе. Она честно и открыто говорит о своих безумных эпизодах - и как пациент, и как врач.

Мы прячем этот страх сумасшествия за иронией и сарказмом на темы сумасшедших, когда на самом деле, - это просто болезнь, которую нужно лечить. И потому что тут говорить о приеме медикаментов, если многим сложно записаться не то, что к психиатру, но и к психологу. Иногда я не уверена в том, что могу помочь сама. И если это вопрос биохимии мозга - то его нужно решать химией + психотерапией. Но я не врач, и не ставлю диагнозы, как и не отменяю. И я сталкиваюсь с тем, что большинство клиентов после рекомендации, обратиться за консультацией к врачу-психиатру, а потом уже после продолжить ходить ко мне на терапию, не возвращались больше. Иногда я думаю о них - все ли с ними сейчас в порядке?

Искренне ваша,  
Анна Солонарь

Комментарии

Популярные сообщения