Когда чувства нам врут или о "странной" реакции на стресс



Мы говорим о том, что "Истина в чувствах!", "Чувства не могут врать!", "Опирайся на чувства!" и в чем-то правы. Скажем так, это все без проблем было бы правдой, если бы мы были немного проще устроены. Но не все и не всегда так просто, потому что, посмею это себе сказать - чувства, на самом деле, могут врать.
О чем это я? Поделюсь вот такими размышлениями, которые, конечно, захватывают только один аспект всей многогранности нашего душевного мира при встрече со сложными жизненными обстоятельствами и переживаниями, и - это только теория. Конечно, чувства являются индикатором состояния актуальных потребностей, и опираясь на них, мы можем значительно повысить качество своей жизни. Но это если мы говорим о "чистых" чувствах. Мы спрашиваем о чувствах и работаем с ними, работаем с опорой на них, благодаря им. Мы обнаруживаем механизмы прерывания (защитные механизмы), которые не дают проживать эти чувства и реализовывать истинные потребности и, прорабатывая их, собственно, выходим из какого-то невроза и повышаем качество своей жизни. Но что если, допустим, механизмом прерывания того самого, истинного чувства, становится тоже чувство? Как понять, какое на самом деле здесь все решает?

Это может быть чертовски сложно разглядеть. Но можно увидеть, правда, такое чаще возникает не на невротическом, а на пограничном и психотическом уровне функционирования. Ну это тоже не всегда так сразу и увидишь. Может показаться, что человек выздоравливает, потому как у него слетают обычные невротические защиты и вроде бы он такой весь из себя свободный от этого дерьма. Но психологические защиты - не всегда зло, они ведь защищают! И могут быть вполне здоровыми и обоснованными, тут уже вопрос только в гибкости и адаптивности их использования. У здорового человека есть все эти механизмы, он только свободно их использует. У него больше возможностей быть разным. Невротик более ограничен ими. У пограничных и психотических личностей тоже есть защиты, и в чем-то их можно вписать в те же невротические, только работают они слегка иначе и захватывают гораздо больше в человеческой личности. Пожалуй, можно сказать, что все расстройство и является этой защитой.

Рассмотрим этот момент подробнее. Допустим, человек переживает какую-то стрессовую ситуацию: переезд, увольнение с работы, развод или наоборот - брак, рождение ребенка etc. Что делает здоровая психика? Разрешает себе это проживать и переживать. Менее здорового может занести куда-то - он пытается отвлечься, убежать от неприятных чувств, периодически отвлекаясь от них (дефлексия), например, заедать переживания, запивать алкоголем, больше работать.. Или подавлять свои переживания (ретрофлексировать) заставляя себя "собраться". Или еще что-то в этом роде. Но он все же, более-менее осознает, что на самом деле у него есть переживания и откуда они, просто не зная, что с ними делать, потому идет слегка не в ту степь, слегка рискуя там создать себе новые проблемы. А вот что еще - можно уйти прямо вообще не туда и еще и не осознавать, что на самом деле идешь не по зову своего сердца, а по зову более глубокой защиты. И здесь мы говорим уже о психических заболеваниях.

Механизмы прерывания контакта могут быть, собственно, такие же и так же оно оно и происходит: убегаешь или останавливаешь себя, либо проецируешь, интроецируешь etc. Но чем глубже идет расстройство по шкале уровней функционирования психики невротический-пограничный-психотический, тем меньше в этом процессе прерывания осознавания истинной потребности и чувств, с ней связанных и силы несоответствия реакции стимулу. Что касается силы, то это, например, одно и то же чувство, но с заметным различием в интенсивности проживания и контролем своих действий, как следствие. Допустим, там, где у невротика будет легкое раздражение, у психотика - аффективный приступ. Конечно, до состояния аффекта можно довести и невротика и любого здорового человека, но опять же вопрос стимула и реакции, да и частоты такой реакции. Людей, переживших какую-то сильную травму, тоже может вышибать от каких-то с виду безобидных вещей, и здесь тоже имеет место чувственный обман - эмоциональные флешбеки. Но что следует заметить: защитные механизмы невротика как раз могут его остановить в действиях, когда он испытывает это раздражение, он даже может побояться что-то сказать тому, кто его раздражает и чем именно. Кто-то может и испытывает сильные чувства, но как-то сам с собой это проживает. А вот в психозе, например, при аффективных расстройствах уже именно теряется всякий контроль своих поступков, и это растягивается на дольше, чем только одно эпизодическое состояние аффекта, он как будто почти все время в нем, накал и интенсивность эмоций на пределе. Хотя, конечно, эти поступки под влиянием эмоций не обязательно опасны для окружающих, нередко они более опасны для самого этого человека. Так что, в некотором роде, многие защиты в таком состоянии таки слетают, но за ними все равно стоят другие, по сути, сам психоз и является защитной реакцией на что-то еще более глубоко травмирующее, так что в каких-то более "мелких" в этот момент ситуациях для психики другие привычные защиты перестают работать. В некоторых случаях это неплохо, даже полезно, например, человек давно что-то хотел сделать, но не хватало решительности, и вот, он может, теперь решиться на это, и в этом будет его определенный личный прогресс, но, с другой стороны, иногда такие состояния могут завести и туда, куда ему изначально и не было нужно, к каким-то абсолютно неоправданным и необоснованным рискам. Так что, все же, защитные механизмы, на самом деле, могли бы быть в некотором роде иногда здесь и полезны. Но иногда вопрос соответствия реакции стимулу не только в силе этой реакции (тут еще как-то проще разобраться), но и самого вида этой реакции. И там может быть много всего: от безудержного веселья после похорон до бреда и галлюцинаций.

Понятное дело, что психические расстройства такого порядка и корнями своими глубже уходят, всегда есть генетическая предрасположенность, в отличии от невротических или пограничных (хотя все еще ведутся споры на этот счет). Но все же роль среды здесь так же нельзя недооценивать, которая может быть как поддерживающей здоровое функционирование, так и наоборот - нездоровое. Так, на генетику накладывается воспитание, семейная ситуация в целом, травмы-драмы и все тому подобное, а потом в какой-то неподходящий момент, например, в популярные сезоны обострений - осень или весна - происходит какое-то стрессовое событие - и, вуаля - вроде бы адекватный человек ни с того ни с сего начинает вести себя как-то крайне странно. Ну это так кажется со стороны, во всяком случае. Да и это надо еще заметить, потому что много чего нездорового у нас считается нормой. Если, например, в среде, где проживание того, что обозвали "негативными чувствами" осуждается, всем может показаться, что человек просто нифига себе классно справляется и вообще какой молодец, не ноет и никого не напрягает своими проблемами. А проблема есть, и она в том, что он не справляется, на самом деле, от слова совсем - он не осознает, что это для него на самом деле проблема и что он переживает. Хотя, все это относительно, ведь и такая защита тоже вариант того, как справиться. Проблема в том, что не ты выбираешь ее, а она тебя. И ты этого совсем не замечаешь и не осознаешь настоящего источника такой реакции на происходящее, тебе кажется, что все норм и ты делаешь именно то, что тебе нужно и чего ты хочешь в данный момент.

Мне очень нравится это выражение: "нормальная реакция на ненормальную ситуацию", и вот более-менее здоровый человек может быть "убитым" в стрессовой, травмирующей ситуации, и это нормально. Он проживает свою тревогу, грусть etc. Человека с психическим расстройством отличает, как я уже говорила, порой, сила этой реакции, но это ещё не самое самое страшное, пока он остается хотя бы в этом самом "истинном" чувстве. Но бывает и иначе, когда сила так велика, что осознавание проблемы вообще отключается, потребность перестает осознаваться, и начинает реализовываться весьма косвенным и, крайне далеким от полезного, способом. Ну и, само собой, чувства там тоже вроде бы как вообще не те. Происходит такая же дефлексия, бегство, и это может выглядеть как бегство от чувства в другое чувство. Бегство от актуальной потребности в другие, которые искренне кажутся крайне важными. Ну и из крайних вариантов бегства - бред и галлюцинации. Все что угодно, лишь бы не быть в осознавании реальности, потому что она невыносима.

Чтоб было немного понятнее, рассмотрим такую ситуацию убегания в чувства от чувств на примере человека с биполярным расстройством. Допустим, происходит "ненормальная ситуация", возможно и часто не одна, и в какой-то момент человек не выдерживает и.... Он себе тусит, веселится, работает как ни в чем не бывало. Кто-то подумает, что ему пофиг, кто-то решит, что он нифига себе какой стойкий и как хорошо держится, или решит, что он просто уже справился и идет себе дальше. А правда может быть в том, что он в глубочайшем неосознаваемом стрессе и просто на полную катушку дефлексирует. Он скажет, что чувствует радость, вдохновение, интерес и жажду жизни, и будет искренне сам в это верить, строить наполеоновские планы и пытаться их реализовать. Дальше больше. Но те ли это чувства он проживает на полную катушку, которые есть на самом деле?

И да, и нет. Само собой, эти чувства реальны и проживаются как реальные. Но они не глубинны. Это странно прозвучит, но я бы назвала это дефлексивными чувствами. Они есть, и во многом они помогают с поверхностными потребностями, но только не в том, что на глубине, потому как там где-то зарыта какая-то другая потребность, которая не осознается, и то самое чувство, которое бы могло помочь ее обнаружить - молчит. И это может выглядеть как сниженная чувствительность, высокая стрессоустойчивость и т. д., в то время как все наоборот - боль, стоящая за подобным маниакальным состоянием настолько сильна, настолько невыносима, что проще плясать с оторванной ногой, чем посмотреть на неё и заметить - вот черт, у меня только что оторвало ногу! Потому что с этим делать и как жить дальше - совсем не понятно.

Микела Джечеле в своей работе о гештальт-подходе при биполярном опыте, говорит, что мания - это бегство от чувства безнадежности. Как ни парадоксально, но депрессия только в самом лайтовом варианте помогает встретится с этим чувством, пока ты еще плачешь и страдаешь. Потом этого становится так много, что психика вновь включает защиты и тебя опять вышибает из проживания чувств, только уже в апатию. Потому что больше выдержать невозможно, тебе нужно отдохнуть от всего этого эмоционального дерьма. Так что в одном состоянии ты бежишь, но куда-то не туда, а в другом - замораживаешься, встречаясь с реальностью своих переживаний где-то в промежутке.

Про биполярное расстройство часто говорят, что смена или обострение фаз происходит внезапно, без влияния внешних факторов. И, одновременно с этим, что стрессы провоцируют обострения. Отчего такое противоречие? Погрешность заключения, что внешние факторы не влияют, в том, что эти факторы есть, просто они не явные, так как не соответствуют обычной логике причинно-следственных связей: случилось хорошее - радуешься, плохое - грустишь. А тут все может быть иначе (хотя и не прям всегда), но вот да, именно стресс часто является катализатором обострения, в целом, любых психических расстройств, в то время как более-менее спокойная жизнь способствует, порой, весьма длительным ремиссиям.

И вот мы как бы понимаем, что это как бы нездоровая фигня, но с другой стороны - а как тогда быть иначе? Что если сила переживаний так велика, что постоянно с ними встречаться и проживать их организм просто не выдержит? Что если убрав у страдающего шизофренией галлюцинации об астральных сущностях он покончит с собой, увидев мир, свою жизнь и свои реальные проблемы такими, какими они есть? Психика очень разумно устроена, и всегда стремится нас по-своему спасти, потому в безумии есть своя логика и своя разумность. Любое психическое расстройство это вариант приспособления. Это способ выжить. Это лучший способ адаптации, который ей доступен. Мы можем только поддерживать здоровую часть, создавать нетриггерящую среду, конструктивно адаптировать эту адаптацию и искать, открывать, пробовать другие способы и возможности стать более гибкими в использовании тех или иных хоть невротических, хоть пограничных, хоть психотических защит и надеяться, что однажды они сработают и старые, менее полезные адаптации станут просто не актуальны...

Искренне Ваша,
Анна Солонарь

Комментарии

Популярные сообщения