Размышления о "едином психозе"

 


Теорию единого психоза сформулировали и продвигали такие ученые как Гризингер и Целлер в конце XIX века. Позже её стали считать примитивной, а ещё позже - опять видеть в ней долю истины. В чем суть этой теории? Заболевания большой психиатрии, вызванные эндогенными  (т.е. изначально внутренними - генетика и/или что-то непонятное - но не психологическое, и неорганическое) факторами, а к ним относят шизофрению и биполярное аффективное расстройство (называемое  не так давно ещё маниакально-депрессивным психозом) не взирая на различия, имеют много общего как в некоторых проявлениях, так и в механизмах возникновения, в биохимии мозга. Например, при психотической мании/депрессии точно так же могут быть бред и галлюцинации, как и при шизофрении, почему и госпитализированным во время психотического приступа могут поставить не тот диагноз. Эти заболевания имеют некоторые сходства в специфике нарушений работы нейромедиаторов, например, очень высокий уровень дофамина характерен как для мании, так и для шизофрении (а ещё - для гениальности, но все же его там несколько меньше). Уже даже выделяют шизоаффективное расстройство (ШАР) - для которого характерны одновременно как признаки шизофрении, так и биполярного аффективного расстройства. Недавние исследования также говорят о том, что нет отдельного гена БАР и шизофрении, а за эти заболевания отвечает, во-первых, не один ген, а целый набор генов, а во вторых - он может проявить себя как в БАР, так и в шизофрении.  Т.е., если, допустим, у кого-то в семье была шизофрения, то если у кого-то, например, из следующего поколения будет психическое заболевание, то вовсе не обязательно, что это будет тоже шизофрения, вполне может быть и биполярное расстройство (может ничего не быть тоже). Или наоборот. Ещё, кстати, последние исследования выявили очень схожую генетическую структуру у БАР I типа и шизофрении, а вот у БАР II типа - с большой депрессией. Здесь, конечно, нужно следить за новостями, но получается весьма интересно. Согласно изначальной теории этого же единого психоза, БАР и шизофрения - два варианта течения одной болезни, при этом, БАР рассматривается как более вменяемая, если можно так сказать, версия. Получается, что при лучшем течении болезни будет БАР, при худшем - шизофрения. Следует, кстати, сказать, что БАР не всегда сопровождается психозом, но об этом поговорим еще далее. А сама теория единого психоза, конечно, спорная, противоречивая, но не без доли здравого смысла. Пока все еще лишь теория, которой есть как фактические подтверждения, так и опровержения. Так что следим за исследованиями и новостями. Я же, исходя из всего изученного мной на данный момент времени, смотрю на этот "единый психоз" еще под другими углами. И - немного психологично, несколько экзистенциально и слегка безумно - поделюсь такими мыслями на этот счёт, которые, впрочем, вполне могут измениться.

Вы думали о том, почему психов боятся? Первой, и самой очевидной, кажется мысль о том, что все, что не вписывается в привычную картину мира (пусть даже это на самом деле и не сумасшествие вовсе) - слишком непредсказуемое в мире обычной логики и потому воспринимается как опасное. Собственно, да, оно-то и опасно, но не обязательно и далеко не всегда в том, что мы под этим подразумеваем. Чаще - не столько для других, сколько для самих себя. А некоторые расстройства даже негативно коррелируют со склонностью к насилию. Намного больше вероятность, что не здоровый (или относительно здоровый) человек станет жертвой психа, а что псих станет жертвой здорового или больного, но в меньшей мере. Ну это так, к слову. Мне кажется, что боязнь психически больных существует еще, как минимум, по одной причине. От проективного страха самому сойти с ума.

Этот страх, как и другие подобные страхи, конечно, в чем-то невротический, но он и не лишен истины. Для кого-то - вполне реально обоснованный. Это не совсем шутка о том, что в каждом есть доля сумасшествия. Просто как сумасшествие мы обычно воспринимаем крайнюю степень выраженности расстройств - психозы. И вот "единый психоз" здесь для меня не ограничивается единством шизофренического и биполярного психоза, а, скорее, о том, что в психоз вообще каждый может впасть. Только кто-то быстрее и легче, а кому-то нужно очень постараться. Вообще, по правде говоря, каждый из нас каждую ночь находится в психотическом состоянии - потому как сновидения соответствуют всем критериям психоза: галлюцинации, бред, дезориентация, эмоциональная лабильность, амнезия (хотя, на самом деле, обычно люди помнят свои психозы, и, возможно, даже к сожалению.. Но сны мы иногда немного помним тоже). При этом удивительно, что длительное нахождение в таком "еженощном психозе" делает человека более психически устойчивым во время бодрствования, а не наоборот. Сновидения дают способность безопасно проживать безумие. И зачем-то нам это нужно - психотические состояния? Пусть даже в таком формате, но мозг требует какой-то дозы психоза. Щепотка безумия во имя здравого смысла.

Весь прикол в крайней относительности понятия "норма". Оно как бы есть, но как бы относительно. С одной стороны - это что-то среднестатистическое, и тогда может выйти, что если ты попадаешь в нездоровую среду, то быть здоровее - будет уже ненормально. Да, прошедших курс терапии, близкие могут, порой, начать считать слегка поехавшими - в их "норму" они больше не вписываются. Бывают больными целые сообщества, общества - под властью нездоровых людей, идей и культов. И потому к этому критерию среднестатистичности остаётся много вопросов. Впрочем, есть вполне внятные критерии психического здоровья, но попробуй найди человека, который всем им всегда соответствует. И, так или иначе, туманные отголоски тех или иных расстройств есть у всех, просто пока дело не дошло до стационара, мы просто говорим об этом как об особенностях характера (посмотрите на названия акцентуаций, которые есть норма - не просто так их взяли из психиатрии). Или странностях. Так что, по сути, непосредственно сумасшествие, во многом, определяется тем, насколько оно мешает жить - себе или другим и как часто и насколько надолго человек покидает станцию "норма". Но так или иначе мы все иногда её покидаем. Тот же нервный срыв может произойти с каждым, что ещё не делает человека психически больным. Но и не отменяет вероятность наличия болезни.

В каждом есть доля безумия. Но и в каждом есть доля здоровья. И вот чего больше - пожалуй, определяет то, насколько человек здоров, и это здоровье относительное. Это осознавание немного примиряет во мне борьбу нормоцентрического и нозологического подхода. Нужно видеть нездоровье, чтобы его лечить. Нужно видеть здоровье, чтобы опираться на него в этом лечении. Нужно знать свою "психотическую часть", чтобы управлять ею и использовать, когда она действительно нужна. Нужно знать свою здоровую часть, чтоб адаптироваться к жизни, наращивать ресурсы и не дать встрече с "психотической частью" реально свести себя с ума. Но и расстройства - тоже варианты адаптаций, так что все сложно... Черт, психиатры в характеристиках "триад" на самом деле нередко приводят далеко не три признака. Видите - даже говорить об этом нормально не получается)

Варианты адаптаций, да, хотя это тоже теория. Некоторые - адаптации из "этой жизни" - следствия пережитых травм, некоторые - "из прошлых" - нет, не в эзотерическом смысле, конечно - в эволюционном. На разных этапах эволюции человека ему помогали выжить определенные состояния и качества, которые гены помнят - у кого-то лучше, у кого-то хуже, у кого-то одно, у кого-то - другое. И имея поддерживающую расстройство среду или при определённых специфических обстоятельствах, эти гены вполне себе могут инстинктивно проявиться.

Проявляться могут по-разному, так как все же эти расстройства не так уж едины, как в своей симптоматике, так и в причинах и уровне проявления. Ранее у меня сложилось впечатление, что прямо-таки психотические заболевания - это только генетика, а невротический уровень - это психологические факторы, пограничный - немного того и другого. Но это не совсем так. Пожалуй, меня запутало само слово "невроз", который, как правило, имеет психологические причины в корне своего возникновения, но невроз и невротический уровень организации психики - не одно и тоже. Есть уровень или степень выраженности расстройств - невротический, пограничный и психотический. Невротический - самый лайтовый, и это те, кого мы считаем вообще условно здоровыми людьми. Психотический - это то, что мы традиционно называем сумасшествием - с бредом и галлюцинациями. И есть пограничный - потяжелее невротического, но без такого треша как в психозе - психоз явление все же эпизодическое и приступообразное, а на пограничном уровне это выглядит как мини-треш, но пролонгированный, т.е. не так ярко и не настолько безумно как в психозе, но зато хронически. Это что касается самой степени выраженности. А есть ещё причины, факторы их возникновения: психогенные (психологические причины), эндогенные (внутренние - как правило, генетика) и экзогенные (внешние - органические: например, органическое повреждение мозга вследствие черепно-мозговой травмы, родовых травм, внутриутробных патологий или других заболеваний - как ни странно может показаться на первый взгляд, это все считается внешними факторами воздействия). И вот тут стоит сказать, что и как расстройства эндогенные могут быть выражены на невротическим уровне, так и расстройства, вызванные психологическими факторами могут довести до психоза. Ну и с одного уровня можно перейти на другой тоже - как на менее здоровый, так и более адаптивний. Но - не всегда. Психотические приступы воздействуют на органику, и, если с ними ничего не делать, то большое количество психотических эпизодов - неважно, по каким причинам они возникли, может привести к деменции, которая, к сожалению, уже необратима.

Однако, разные расстройства все же чаще всего имеют свои отличительные факторы возникновения, независимо от уровня выраженности, хотя и могут пересекаться.

Например, психогенные расстройства невротического уровня - это, все, вызванное стрессами, психологическими травмами и прочими психологическими причинами. И уточню сразу: это вовсе не значит, что любой стресс или психологическое потрясение у любого вызовет что либо из того, что я буду упоминать ниже. Собственно, это все то, с чем традиционно и успешно можно работать нередко вообще без препаратов, классика запросов к психологам: невроз, панические атаки, неврастения, фобии, истерия, ОКР, расстройства адаптации и так далее. И они могут перейти на пограничный уровень - например, ПТСР, или в виде расстройств личности: зависимое, паранойяльное, истерическое, нарциссическое, шизоидное (но может быть и генетически обусловленным), пограничное, социопатическое, инфантильное и так далее. Вообще большая часть расстройств личности вызвана психогенными факторами, но есть исключения и/или к психологическим факторам добавлена определённая генетика тоже, но это, во многом, все еще вопрос без точного ответа. И на психотический уровень это все может перейти тоже.

Органически обусловленные расстройства тоже могут существовать на всех уровнях. Их, пожалуй, проще всего выявить - благодаря томографии, МРТ, УЗИ головного мозга и т.д., а вот расстройства психогенные и эндогенные все эти штуки не покажут, и там приходится опираться только на компетентность психиатра. Невротический уровень органических расстройств, это, например, церебрастения, органические гипомании/депрессии (депрессии, кстати, вообще могут быть и психогенными, и эндогенными, и органическими, но последнее проверить проще всего). Пограничный - эпилептоидное расстройство личности, вызванное непосредственно эпилепсией (но также это расстройство личности может иметь другие причины). Психотический - деменция. И вот к ней можно прийти с изначально психогенным или эндогенным расстройством, если очень постараться и все очень сильно запустить. Алкоголизм и наркомания тоже приводят к ней на своих последних стадиях, но сами по себе зависимости - всегда вторичны, как следствие других расстройств. Вот как все непросто и взаимосвязано.

Эндогенные расстройства - это вот как раз к изначальной теории "единого психоза" - это все так или иначе на разных уровнях и в разной форме проявления генов шизофрении и биполярки. И это не обязательно и не всегда психоз. Нервотический уровень - циклоидная и шизоидная акцентуации характера, непсихотическое БАР, в целом любого типа - с периодическими гипоманиями/маниями и депрессиями (но не постоянными, т. е., бывает жизнь и без них). Психотический - БАР с психозом, ШАР, шизофрения, но ещё, кстати, и паранойя, что вызывает у меня - ха-ха - подозрение, что паранойяльное расстройство личности может быть обусловлено не только психологическими причинами. Пограничный уровень эндогенных расстройств - циклотимия (более лёгкая форма БАР, но при которой радикальные необоснованные перепады настроения присутствуют более постоянно, нежели на невротическом или психотическом уровне (где могут быть длительные ремиссии) и отпечатываются уже на личности человека, о котором так и говорят - человек настроения). На этом же уровне эндогенных расстройств находится дистимия (как более лайтовый вариант депрессии, но хронический), гипотимия (как хроническая лёгкая гипомания), апатия, шизотипическое расстройство (лёгкий хронический вариант шизоаффективного расстройства), шизоидное расстройство личности, вялотекущая шизофрения и все в таком духе.

И вот к чему я, собственно, это все веду. Вы заметили, сколько здесь пересечений, взаимных влияний, перетекания одного в другое, а ещё, добавлю, наличие одного расстройства не исключает другие, сколько похожих по своей сути и даже названию, но вроде бы разными причинами обусловленных и на разных уровнях выраженных психических расстройств? Все это наталкивает меня на мысль о том, что если эволюционная теория возникновения психических расстройств верна, то, возможно, вообще в каждом осталась какая-то доля генов тех или иных расстройств, которые когда-то были формой адаптации к актуальным условиям жизни в определенный период  в роду человека. И это будет, безусловно, весьма богатый набор, тем богаче, чем древнее род человека, и тем больше тогда там генов безумия - ведь когда-то человечеству нужно было пройти все его варианты, для того, чтобы в итоге стать максимально жизнеспособным. Вопрос в том, чего там больше и что именно всплыло в момент формирования индивидуального генетического набора конкретного человека, его внутриутробного развития и формирования психики в детстве, и как одно с другим и третьим сочеталось. Чем больше изучаю это все и получаю ответов, тем все больше у меня вопросов, и я опять - в поисках ответов. Почему то, что травмировало одного, никак не зацепило другого, почему даже если зацепило - то каждого по-своему? А что если все эти психологические причины, на самом деле, не столько изначальные причины, сколько триггеры чего-то уже заложенного генами? Может, максимально здоровы те, чья родословная позже всего образовалась и на ней меньше всего отпечатались эти эволюционные адаптации? А что если этот процесс не прекращается, и мы все еще адаптируемся, и, когда-то, через миллион лет - если человечество доживет, то, что считается здоровьем сейчас, или то, что пока формируется под воздействием психогенных факторов - будет уже симптомом эндогенного расстройства? Или что если вернется актуальность симптоматики тех или иных расстройств для адаптации к тому, что происходит с окружающим миром здесь и сейчас - и они станут более чем нормой? Иногда мне кажется, что это уже происходит. Что если все эти генетически обусловленные расстройства, раз они никуда не деваются и продолжают возникать (даже после того, как, например, нацисты уничтожили всех больных шизофренией - их процент все равно вскоре стал таким же, каким и был) - зачем-то нужны обществу? Что если поместить человека с расстройством в среду, где его расстройство действительно помогает выжить или быть очень полезным другим, или что-то в этом роде, никто и не сочтет его за психа?

Аутисты правят Кремниевой Долиной, биполярники продуктивно креативят в мании и периодически дают себе и от себя отдохнуть другим в депрессии, шизофреники создают новое светлое будущее, параноики все просчитывают и делают окружающую среду максимально безопасной, а окрщики подкрепляют это ритуалами.


Искренне Ваша,
Анна Солонарь

Комментарии

Популярные сообщения