нормализация семейного насилия
вчера вечером, сидя рядом с детской площадкой, где играла моя дочь, я услышала фразу "я тебя когда-нибудь убью". я оглянулась - шли мама с ребенком. эта фраза была адресована ребенку. они просто шли. и она просто сказала: "я тебя когда-нибудь убью". жуткая картина. прям мороз по коже.
сегодня у нас были небольшие посиделки в честь маминого дня рождения в кафе. сидим рядом с игровой детской зоной, общаемся, Марго рядом со мной уплетает детский бургер. и тут внезапно сзади (где эта игровая зона) я слышу что-то вроде "я тебя сейчас отлуплю". мама замахнулась на 2-3хлетнего с виду ребенка, но, правда, все же не ударила.
это было не из серии какой-то долгой скандальной эпопеи, где 20 раз что-то сказали ребёнку нормально, но все бестолку, а потом у мамы/папы сдали нервы и они начали нести херню. это было резко и внезапно. кажется, ребенка позвали уходить, а он не пошел. ну стандартная такая ситуация, на самом деле, но чаще все-таки с ребенком хоть как-то пытаются поговорить для начала, пусть и на повышенных тонах. я не слышала (а я сидела рядом) чтобы с ребёнком хоть как-то говорили, я даже их не заметила, я услышала только мгновенную угрозу ударить.
это было внезапно для меня самой. у меня поднялась своя волна возмущения. я повернулась и сказала, что если она ударит ребенка, я вызову полицию. наверное, это было слишком резко, да, я не знаю всего бэкграунда происходящего, и да, ребенка все же не ударили. но, с другой стороны - риск явно был. и может ли что-то оправдать насилие над ребёнком? не резко ли - замахиваться на него за то, что он не исполнил мгновенно того, о чем ты говоришь?
я не вмешиваюсь обычно в детско-родительские разборки, у меня тоже с дочкой не всегда все гладко. чужая семья - потемки, и вообще идеально ни у кого не бывает. но и это видно, когда там просто громкий конфликт, а когда есть угроза реального насилия. я тоже точно не совершенна и мой ребенок точно не идеален. я стараюсь быть конструктивной и преимущественно разговаривать с дочкой максимально спокойно, но бывает и повышаю голос, да. я могу выдерживать несколько часовые истерики, сама того не ожидая. но иногда и у меня могут сдать нервы, когда она категорически меня очень долго не слышит, и я буду орать. я ненавижу себя в эти моменты и извиняюсь потом, стараюсь спокойно с ней все обсудить, чтобы в следующий раз я таки была услышана вовремя, когда я еще говорю спокойно. иногда помогает. но всякое бывает. но никогда я не желала ей смерти, никогда не угрожала насилием, никогда не поднимала руку. я понимаю, как сложно бывает, я понимаю это бессилие, но есть какие-то границы, которые нельзя переступать. никогда. это мой интроект, и пусть он будет.
я не проверяла пока, приезжает ли реально полиция на такие вызовы в моем городе сейчас, но знаю, что в некоторых приезжает. когда-то я уже раз пригрозила полицией одной женщине, которая под окнами моего прошлого дома, в ответ на слезное "мама, обними меня" орала "я тебя отлуплю". со стороны это выглядело как полный пиздец. тогда мои слова как-то отрезвили ее и она молча ушла с дочкой со двора, а потом я увидела, как она несет ее на руках. может, она бы и не ударила, кто знает, что там за всем этим вообще. а может быть ударила и жалела бы сама до конца своих дней. а может и нет. но она взяла на руки ее уже выйдя со двора, а не лупила за углом, так что, надеюсь на лучшее. и если я, не дай бог, когда-нибудь буду на грани того, чтобы ударить свою дочь, я бы тоже хотела, чтоб меня остановили.
это было внезапно, да, меня прям накрыло и промолчать я не смогла. я сказала, что детей бить нельзя. что это реально противозаконно, против прав ребёнка, человека и вообще. и потому я вполне могу вызвать полицию, если ребенка будут бить. мама ребенка стала, естественно, защищаться - мол, я не ударила же, следите за своим ребенком и все в таком духе. "это мой ребенок, я сама разберусь". ее подруга подхватила, сказав что-то вроде: "то, что у вас спокойный ребенок, не значит, что все такие. и даже если она его ударит, это ее ребенок, и не ваше дело".
мой ребенок, как и любой другой ребенок, не всегда спокоен. и я, как любой человек, тоже не всегда спокойна. но какое это имеет отношение к тому, чтобы бить ребенка? бить за то, что не спокоен? это очень успокаивает, конечно.
ага, "не ваше дело". а я считаю, что мое. ко мне приходят взрослые, которых били, насиловали, унижали - их родители и родственники. и, может, раны заживают, но шрамы остаются навсегда. шрамированные души. я работаю с последствиями такого отношения к детям уже со взрослыми. я вижу эти последствия и я не могу оставаться равнодушной.
ребенок как вещь. мой ребёнок, могу делать, что хочу. как страшно быть ребенком, черт. нет, это даже не просто дело какой-то вспыльчивости, каких-то эмоций, нет - есть убеждение, что так можно, потому что это - их ребёнок. до этих, простите, мразей, даже не доходит, что за это есть реальная статья. они не понимают, что права бить ребенка, своего, в том числе, у них нет. вообще, своего, на мой взгляд, тем более. к кому идти за помощью и защитой твоему ребёнку, когда угроза исходит от тебя самого. это невыносимая патологизирующая ситуация.
они не понимают, что у ребенка есть права. даже у своего. он просто слишком мал, чтобы ими воспользоваться, слишком зависим и беспомощен, чтобы что-то сделать тебе в ответ. мой ребенок, что хочу, то и делаю с ним.
- а если я вас ударю - это тоже будет нормально?
- а вы мне кто - подружка или муж?
- а подружке или мужу можно вас бить?
сейчас я думаю об этой ситуации еще исходя из этих слов. она становится теперь жуткой не только в отношении ребенка. близким легализуется насилие над близкими. ее подруге можно бить своего ребенка, ее мужу можно бить ее. скорее всего потому, что её родителям тоже можно было ее бить. это замкнутый порочный круговорот насилия. интересно, если бы я увидела, что кто-то бьет ее и вмешалась бы - она бы мне сказала тоже самое? типа "это мой муж, что хочет, то и делает". и самое ужасное, что так действительно происходит. потому что насилие в семье негласно легализовано. хорошо, если ребенок выживет и дойдет до терапии. в противном случае, колесо сансары продолжит вертеться, а когда-то, будучи уже взрослым, этот ребенок прирежет своих родителей, потому что - они же его родители, что хочу, то и делаю.
сначала я была возмущена, а позже стало невероятно грустно. есть те, кто понимает, что так нельзя, но срывается. тоже херня, но хоть с какой-то надеждой на лучшее. а эти люди даже не способны понять, что так нельзя. это просто за гранью их восприятия мира. и это страшно и грустно одновременно.
Коментарі
Дописати коментар