психопатология, гештальт и гуманизм

чтоб вдохнуть в невротика больше жизни, раскрепостить и освободить его, мы приглашаем его в условное безумие. открываем ему иррациональный и алогичный мир. потому что рационального в его жизни и так настолько много, что это уже портит ему жизнь. как нам говорил на специализации по клинике её ведущий психиатр Сергей Сазонов: "мы будем идти через невроз и пограничность к психозу, чтоб потом из психоза лечить невротиков". меня эти слова как-то развеселили и заставили задуматься.

мне было интересно тогда, что мы начали путь не от легкого к тяжелому, как обычно бывает. в данном случае - не от невротического уровня к психотическому, а наоборот. и вот он секрет. хотя это тоже риторический вопрос, кто страдает больше. и, может, все так было задумано, чтоб мы ушли более более здоровыми, чем пришли. тогда научить нужно с самого треша.

сначала важно заметить самое опасное (притом больше для самого человека, чем для окружающих, кстати). и как можно быстрее среагировать. а с человеком в психозе ведь ты в принципе никак не поработаешь в терапии, это просто бессмысленно. 

нужно сначала, чтобы он вышел из психоза и проявление заболевания снизилось до уровня с хоть какой-то критикой и способностью осознавать - и это только медикаменты, хотя иногда само по себе проходит, но лучше не рисковать.

с пограничными/психопатическими клиентами (здесь я имею в виду весь спектр расстройств личности, не только ПРЛ + сюда же относится более лёгкий уровень выраженности некоторых других психических расстройств) так же далеко не все уместно, что так хорошо работает с невротическими. не факт, что это навредит, но просто это не всегда то. хотя это не отменяет проблем невротического характера и у пограничных клиентов.

но изначально же обучение гештальту, по моим наблюдениям, в большей мере предполагает подход ориентированный на невротиков - ведь таких большинство. изначально тот же гештальт преподносился как терапия уже относительно здоровых и весьма интеллектуальных людей, которые просто хотят повысить качество своей жизни, а их чрезмерная "нормальность" уже стала им мешать. потому, пожалуй, до сих пор существует стереотип о том, что гештальт хорош только с уже достаточно высокофункциональными личностями, но не силен с клиническими клиентами. гештальт-терапия про гуманизм и свободу выбора, но насколько это актуально для клинических случаев?

мне кажется, здесь гештальт - такой типичный гештальт - он про гибкость и многогранность. гештальт развивается, и сейчас это не совсем тот гештальт, что был в 60е XX века. и, само собой, гештальт-терапевт должен учитывать различия в работе с клиентами разной психической организации. но и также традиционно по-гештальтистски в нем остаётся та же вера в то, что это не столько расстройство, сколько адаптация, и 

любой клиент выбирает сейчас лучшее из всего, что ему доступно. и остаётся вера в то, что он сможет выйти ещё на высший левел. но ему нужно несколько больше помощи.

то, что будет продвигать невротического клиента, пограничного (именно с расстройством личности) может сильно ранить. это не то чтобы значило, что нужно во всем идти на поводу, но стоит вести к самостоятельности постепенно и мягко. если эмоционально клиенту еще 5 лет, если не год, то нужно сначала вести его за руку, медленно ее отпуская. с теплом и верой в то, что он справится.

в этом моменте относительно работы с пограничными клиентами даже не все профессионально-этические рекомендации уместны. невротическому клиенту, который делает подарок терапевту из какой-то только ему понятной вежливости, будет полезно отказать и просто обсудить ситуацию. и он, может, будет сначала от этого не в восторге, но его это продвинет.

хотя, помнится мне, что именно такой случай был одним из тех, что подтолкнули Фрица Перлза свалить из психоанализа - он подарил своему психоаналитику, Карен Хорни, цветы, а она предложила это проанализировать. в итоге Перлз обиделся, сказал что это были бессмысленные годы на кушетке и создал гештальт-терапию.

почти уверена, что у него было какое-то расстройство личности, но он точно был невероятно высокофункциональным. а, может, этот психоанализ все же ему что-то полезное дал, раз разочаровавшись в нем, он основал свое направление психотерапии?

если отказаться от подарка пограничного клиента - он может это принять как отвержение его самого, чувствуя себя ненужным, никчемным, брошенным, и ещё и виноватым за нарушение сеттинга. или же обесценить весь терапевтический процесс и терапевта вместе с ним. конечно, это тоже хороший материал для работы, но если клиент и без этого постоянно так себя чувствует, то вряд ли его такая же история и с терапевтом продвинет, если он не Фриц Перлз. для начала ему нужно восстановить, если не взрастить заново - безопасную привязанность.

терапия - это правильный баланс поддержки и фрустрации. но эта правильность для каждого случая своя. и в отношении пограничных клиентов, во многом будет гораздо больше поддержки, чем фрустрации. но и во многом - нужно наоборот - ставить более жесткие границы. иначе сожрут, сорри, да.

невротическому клиенту мы возвращаем ответственность и не берем на себя заботу о нем. мы максимально не директивны. пограничному же мы даём время до этого дорасти. и да, иногда нужно быть и директивными, хотя это вроде как совсем не про гештальт. но, знаете, кому как - а если совет сейчас спасет человеку жизнь, то как бы плевать на то, что психологи не должны давать советов. я думаю, это про относительность гуманистической позиции в психотерапии, к которой относится гештальт - не гуманистично решать за клиента, у него полная свобода выбора. с другой стороны, насколько это свободный выбор, если это говорит болезнь? и начав пить таблетки выбор человека может уже оказаться совсем другим и именно такой выбор будет свободным? но гуманно ли это и заставлять лечиться? 

насколько это гуманно, когда человек тонет, расспрашивать его, что он чувствует, чего хочет и что будем делать? может, пусть выживет для начала, потом поговорим? весь этот гуманизм очень относителен и противоречив. иногда директивность - это тоже гуманизм. но если человек сам хочет своей смерти, то тоже все время спасать не будешь того, кто и не хочет спастись. гуманизм в том, чтобы спасти от смерти, гуманизм и в том, чтобы не мешать умереть, когда это твой выбор.

но если человек идёт в терапию сам, то я верю, что он хочет спастись, хотя сам может и не верить особо в то, что его это спасет. может, у него и нет надежды, но он ее ищет. и тогда уже мы можем работать.

но это совсем другая работа, чем с невротическим клиентом. к фрустрации и ответственности вернёмся, но попозже. и понемногу.

чем более травмирован человек, тем более он нуждается в том, чтобы кто-то позаботился о нем, пока его раны не затянутся и кости не срастутся. вспомните кадры из фильмов, когда после какой-то аварии приезжают все на свете службы и пострадавшего укутывают в плед. это не просто так.

человек с поломанной ногой просто не может ходить не опираясь на что-то или кого-то. точно так же человек с травмой не может сразу опираться только на себя. как человек, имевший серьезный перелом, травматик нуждается в поддержке и опоре, пока не срастется правильно сломанное место. но оно все равно будет иногда давать о себе знать. 

человек с расстройством личности - это примерно как если постоянно ломали ноги, руки и все остальное, и они не всегда заживать, до момента нового перелома, успевали. это личность с хронической травмой. потому и терапия очень длительная, если не пожизненная. многое может измениться, улучшиться, можно стать очень высокофункциональным, конструктивным, осознанным, но нужна все время хоть какая-то опора, потому что полностью вычеркнуть из жизни влияние таких пролонгированных травм - пожалуй, что-то из области фантастики.

терапевт, для таких глубоко раненых клиентов, в какой-то мере выполняет функцию того самого пледика. нужно согреться, прийти в себя, увидеть, что произошло и потихоньку двигаться исходя из того, что где-то болит и нужно быть в этом процессе терпеливым и бережным. терапевт - тот человек, об которого можно полечиться. такой себе пластырь. можно взять то, чего не хватило: любви, признания, безопасности etc и потихоньку восполнять дефицит. или избавляться от избытка. тут как посмотреть. а в шрамах своих ран увидеть свою безумную, но все же - красоту. и идти дальше - с таким же собой, но в совершенно других отношениях.

Коментарі

Популярні дописи