невыгодная правда терапии

есть такой мем, что-то типа "- как я узнаю, что выбрал подходящего терапевта? - ты захочешь его убить". подумала, что в целом особенность терапии в том, что правда есть чем очароваться в ней, и потом не меньше возненавидеть. терапевт ищет и даёт необходимую поддержку, но и вместе с тем - фрустрацию. есть то, с чем помочь невозможно. или возможно, но не терапевту. или просто еще не сейчас. и есть банальная честность в том, чтобы это признать. но принять это может быть чертовски невыносимо. такая суровая действительность. и от неё не становится легче, но встреча с ней необходима, чтобы глобально не выжить из ума. но это не сильно приятно, и потому да, ненависть к психотерапевту логична как и та, которую испытывают к тому, кто лишает опьяняющей таблетки с сопутствующими волшебными галлюциногенными мирами.


*тут и далее в кавычках - некоторые зарисовки цитат с супервизорской группы Сергея Сазонова*

 

"..существует оперативная и военная психология - как человека, который хочет жить, привести к состоянию, чтобы он перестал этого хотеть.." есть и кризисная психология - после угрозы жизни - привести в рабочее адаптивное состояние, чтобы отправить вновь туда, где этой жизни можно лишиться. но психотерапия - это про другое..

 

"у психотерапии другая позиция. если в политической психологии может быть ложь, то психотерапия предполагает отказ от лжи, опору на правду (какой бы тяжёлой она не была, какой бы политически невыгодно она не была). ложь не совместима с терапией, даже если это будет полезно для решения политических проблем".


потому что терапия - это про встречу с реальностью. потому невозможно сохранять способность к тому, чтобы проводить терапию, находясь на допросе - в любой роли, с любой стороны. потому невозможно заниматься терапией и политикой одновременно. политика так или иначе всегда предполагает манипуляции сознанием, пусть даже с самыми благими намерениями для благосостояния своей страны. терапия и манипуляции несовместимы. 

но политика нужна. и терапия нужна. просто каждый должен заниматься своим делом.

и это, кстати, не значит полную нейтральность терапевта. и война - это тоже для мене не про политику. это про насилие глобального масштаба, а терапевт, исповедующий принципы гуманизма (а это любой терапевт, но гештальт и вообще относится к гуманистическим направлениям) - не может поддерживать насилие, не может его не осуждать. потому что терапия это и про честность, и про любовь. в насилии нет ни того, ни другого..

я подумала, что в этом смысле аполитичность терапевта можно рассмотреть не как отсутствие каких бы то ни было суждений относительно политики. потому что терапевт также остается гражданином своей страны и должен понимать, что даже локальные выборы - это важно впоследствии и глобально. и терапевт должен быть хоть немного знаком и с правом, и с политологией тоже - он должен быть в целом эрудированным человеком, особенно в отношении гуманитарных дисциплин. не зря на психотерапевта нельзя обучиться сразу, это всегда второе образование. 

так вот.. я бы говорила про аполитичность как отказ от иллюзий относительно политики. это про то, что то, что говорит терапевт клиенту и на что сам опирается максимально свободно от манипуляций сознанием, или, как минимум, у терапевта есть стремление к тому, чтобы выйти из них. и это чертовски сложная работа, удерживаться в осознанности и контакте с реальностью, особенно, если ты действительно не особо политолог. и тогда самым здоровым и сложным одновременно является путь сомнения - если я не знаю, я признаю это незнание и принимаю его. и это будет честно. и это будет развивать - потому что тот, кто не знает, и знает о своем незнании - ищет ответ. ищет ответ опираясь на реальность того, что происходит. не из своих неврозов, не из политически выгодных сейчас логических конструкций, а исходя из феноменологии наблюдаемого и ощущаемого. если я вижу труп - я признаю, что это труп.

если я и население моего города, как и вообще большинство тех, кого я знаю из разных городов моей страны - преимущественно русскоязычные и точно (до войны во всяком случае) не были русофобами - то я отказываюсь соглашаться с тем, что у нас есть какой-то нацизм и называю подобные утверждения манипулятивной ложью политиков РФ. если референдум насчет Крыма был сфальсифицирован - то я говорю, что это аннексия, а не добровольное присоединение и пусть тот самый великий оппозиционер Навальный идёт нахер только даже потому, что он поддерживает эту аннексию, как бы он не говорил, что против войны сейчас - вот с этой аннексии она и началась.

но! точно так же когда на дворе XXI век и Россия напала на Украину сейчас - я не связываю это с тем, что у нас стоят памятники Пушкину (хотя, честно, я уже говорила - я не сильно его люблю просто как поэта) и что-то в этой войне решится, если их снести. хотя я очень могу понять это желание и ненависть ко всему русскому - но у меня лично его нет. есть осуждение, ненависть, отвращение и презрение к конкретным действиям или бездействию сейчас определённых людей или их групп, и да, к сожалению - процент таких людей в России большой и достаточный, чтобы они нападали на нас. но есть и небольшой, но все же он есть - процент тех, кто с этим не согласен. их недостаточно чтобы остановить войну, к сожалению, но достаточно для меня, чтобы продолжать видеть в человеке человека, если он им является - не зависимо от его национальности или страны проживания. нет, я не буду сейчас пользоваться услугами этих людей, если они продолжают платить налоги в казну России, по понятным причинам, как бы против войны они не были, на сколько бы протестов не ходили и какими бы классными специалистами не были. но я не ненавижу их, и если они хоть что-то пытаются делать и говорить - даже уважаю, потому что им удалось вырвать свой мозг из массовой манипуляции сознанием и они пытаются помочь с этим другим - а это действительно сложно и рискованно в такой тоталитарной секте, как раша. я ненавижу Россию как государство, я ненавижу всех, чьи и руками делается эта война или с чьего молчаливого согласия.. и ещё более ненавижу, прям конкретно вот скажу сейчас - московский институт гештальта и психодрамы, с которым сотрудничала моя школа гештальта и который выдавал нам сертификаты - ненавижу именно потому, что любила, а отсутствие даже элементарного поста с осуждением войны на официальной их страничке - это предательство для меня. но есть и предатели в Украине. есть и в других странах - ага, те самые европейские гештальтисты, которые как ни в чем ни бывало проводят какие-то мастер-классы на левые темы в том же МИГиП, после начала войны.

а есть и куча еще другой херни. из-за которой украинцы вместо объединения в такой сложный час против общего врага, начинают ненавидеть друг друга за то, что кто-то из нас о чем-то думает иначе. я понимаю, что мы должны быть едины, но единство в отношении войны не должно предполагать стирание индивидуальных различий, мнений, точек зрения. иначе мы тоже теряем свободу.. и я склонна бросаться в крайности, и склонна быть по-хорошему и по-плохому одержимой. и потому я всю свою гештальтистскую жизнь учусь различать полутона, учусь балансировать, а сейчас словила себя на том, что вновь иногда вижу всё черно-белым. нет, эта война не похоронит и 10 лет моей внутренней работы. я прекрасно понимаю максимализм, я прекрасно понимаю его глобальное обострение сейчас, но я должна помнить, куда я шла и продолжать в своей внутренней работе идти тем же путем. пусть с поправками относительно опять же - нынешней реальности, с которой чёртов мир уже никогда не будет прежним, но все же…

и потому эта тенденция вызывает у меня печаль. скорбь даже, что ли.. ведь я хочу и стремлюсь к свободе во всех отношениях. и иметь свои различия тоже и быть принятой в этом. но если и нет - я все же не буду врать ни себе, ни другим в надежде сохранить любовь. "я это я, ты это ты - и если мы встретились - это прекрасно, если нет - этому ничем нельзя помочь" (с) Фриц Перлз

Коментарі

Популярні дописи