заметки пограничного терапевта

мне невероятно понравилась фраза моего супервизора Сергея Сазонова при анализе одной работы на супервизорской группе: "клиент может уйти, потому что его прервали. и потому, что его не прервали. терапевт должен сам выбрать, какой клиент он хочет, чтобы ушёл".

клиент вообще может уйти почему угодно. и это, собственно, его право. а право терапевта - так же оставаться собой и выбирать, кто ему ближе, чтобы остался. и тут суть не в том, чтобы делать намеренно что-то, чтобы клиент ушёл, а в том, если уйдут именно по этой причине. на самом деле, большой вопрос, почему клиент не скажет, что ему нужно до того, как уйти. и вместе с тем - большая зрелость в том, чтобы не перекладывать ответственность за свою саморегуляцию, наподобие того, сколько говорить. я допускаю, что иногда есть смысл остановить клиента, если, как минимум, сказанное будет услышано. но так не всегда и иногда это сделать даже невозможно. так же терапевт изначально не может априори знать, нужно ли клиенту, чтоб его просто выслушали или он ждёт больших интервенций. и если он ждет интервенции, но при этом не дает места терапевту, а потом уходит из терапии, потому что "50 минут он просто сам с собой разговаривал" (хотя терапевт, естественно, в это время делал свою работу, просто молча - слушал, включался чувствами, наблюдал, запоминал и т. д.) - то это перекладывание ответственности за собственную саморегуляцию. другой же клиент может уйти потому, что его перебивают и не дают высказаться. впрочем, хорошо уже, когда клиент может предъявить конкретно, чего он от терапевта хочет. но это те, кто способен развиваться. терапия - для тех, кто способен брать ответственность за себя и развиваться. не вопрос, какая изначальная точка, вопрос в том, чтоб было движение. терапия, в частности, гуманистическая, невозможна с людьми, стоящих на позиции, что за них все должны делать другие. да, в той или иной мере все приходят в терапию в поисках всемогущего мудрого и любящего родителя, и что-то из этого терапевт дать может, но что-то нет. вопрос в способности выдерживать это разочарование. говорят, что задача терапевта в том, чтобы вернуть клиенту ответственность, но, как опять же, говорит мой супервизор - ответственность не нужно и невозможно вернуть, она всегда есть, вопрос в том, чтобы ее осознать. 

и все это не только про клиент-терапевтические отношения, они только локальный маркер отношений в жизни вообще, удобное пространство для разбора. такой диалог с предъявлением своих чувств и потребностей, а также осознавание своей ответственности - важен в любых отношениях. как и личная свобода выбора - если так или иначе по разным причинам от меня уйдут, то кто и по какой причине, я хочу, чтобы ушёл. 

любой человек может уйти почему угодно. мы не можем за всех знать, почему, и мы не можем под всех подстроиться. мы не можем избежать того, чтобы от нас уходили. но мы можем выбрать, кто бы предпочтительнее, чтобы ушёл.

вместо того, чтобы ломать себя, можно выбрать, чтобы те, кому ты не нравишься, ушли сами. или даже не приходили.

страх покинутости толкает на то, чтобы быть кем-угодно, лишь бы не покидали. но в результате ты только начинаешь с переменным успехом то ненавидеть себя, то того, ради кого лишился этого себя. но можно рискнуть и остаться собой. даже если не знаешь, каким именно. в конце концов, если с тобой остаются только потому, что ты играешь заданную роль, то это же остаются и не с тобой. это риск, и первый шаг сложен, но это вместе с ним потом становится легко - не твои уйдут, а твои придут и останутся. может, ты именно такой, какой есть, кому-то нужен именно таким. может, именно такого кто-то ищет.

если все равно все уйдут, то мы можем хотя бы, выбрать, кто бы мы хотели, чтобы ушёл.

я стала очень дорожить своим временем, ресурсами и эмоциональным комфортом. это трансформирует мой страх отвержения. я уже не столько боюсь того, что от меня уйдут, сколько того, что придут не те. где никто из нас в итоге никому не будет нужен.

Коментарі

Популярні дописи