Отношения важнее поведения



Недавно впервые за полтора месяца из садика дочку забирала я. Ещё и не поздно - как раз после дневного сна. Сколько радости у нее было, когда она меня увидела! Она запрыгнула мне на руки, обнимала, целовала и всю дорогу домой держала меня за руку (хотя она вообще обычно руку дает только когда мы переходим через дорогу), нежно говорила о том, как рада, что я ее забрала - и об этом она говорила вообще весь оставшийся день, и уже засыпая. И остальные дни, забирая ее пораньше, я обнаружила в ней невероятную покладистость и сговорчивость.

В целом, я вроде бы умею неплохо объяснять и доносить свою точку зрения как детям, так и взрослым. И как это лучше сделать, когда ребёнок не понимает, не слушает и т. д. я говорила когда-то на лекции и в своей статье "Непослушный ребенок - как с ним справиться?" Но, естественно, любые объяснения требуют времени, сил и терпения, хотя я уже к этому привыкла и включаю в утренний график, на всякий случай, возможность какого-то недоразумения между мной и ребенком и дополнительное время на то, чтобы это разрулить. Главное, не проспать

Но вот что удивительно - способность "правильно" реагировать и выстраивать диалог - это круто, но только этого мало, если используется как метод, техника, средство и совершенно без души. Первое, на что нужно делать ставку - это отношения. Это фраза из книги Дэниэла Сигела и Тины Брайсон "No-drama discipline": "Отношения важнее поведения". Эти слова применимы к любым близким отношениям - с детьми, с родителями, с партнерами. Что бы ни происходило в поведении, важно не забывать, что отношения важнее. Важнее разбросанных носков или игрушек, немытой посуды, отсутствующего ужина, испачканной скатерти и т. д. Я знаю, иногда это бывает сложно, но, повторяем как мантру "Отношения важнее". Это не значит, что нас должно все устраивать в поведении и мы должны стиснув зубы все терпеть, нет. Об этом можно и нужно говорить, просто помня, что отношения важнее. Какова цена послушному ребенку или идеальной жене/мужу, если он вас тайно ненавидит?

И здесь есть ещё один нюанс. Возвращаясь к истории, с которой я начала пост, хочу дополнить мысль о том, что отношения важнее поведения - отношения прямо влияют на поведение. В теплых, искренних отношениях возрастает и доверие, и даже если ваша точка зрения кардинально не совпадает с мнением ребенка или партнера, она будет принята намного более спокойно. Даже, возможно, рассмотрена как вполне вероятная. Логично, что и вероятность договориться в доверительных отношениях будет выше. На поведение невозможно повлиять только специальными техниками и приемами, если в том, что вы делаете, нет души. Даже если отбросить все знания, и оставить только любовь - можно жить, опираясь на нее.

Поэтому, в работе с парами, я опираюсь в первую очередь на их чувства, способ взаимодействия друг с другом, на то, что показывает характер их отношений здесь и сейчас. Отношения важнее поведения. Главное наладить отношения, а там и, глядишь, и поведение как-то само собой изменилось 😉

С наилучшими пожеланиями,
Анна Солонарь - практический психолог, автор блога о психологии и психотерапии Here&Now

Комментарии

Популярные сообщения